По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Берика Камалиева, соглашение о судоходстве подписано между странами – участницами Евразийского экономического союза.
"Основные положения соглашения о судоходстве направлены на следующее. Первое – это упрощение разрешительного порядка транзитного прохода судов по внутренним водным путям сторон. В частности, определен срок рассмотрения заявки на транзитный проход – 10 дней, выдачу разрешения будет осуществлять министерство транспорта РФ. Из всех стран – участниц соглашения только Россия имеет внутренние водные пути, по которым возможно транзитное плавание судов", – сказал он.
В настоящее время разрешение на транзитный проход выдается правительством Российской Федерации, и его получение занимает от трех до шести месяцев, добавил вице-министр. Сегодня грузы из портов на Черном море до казахстанских портов (Актау, Курык, Баутино, Атырау) доставляются транзитом через Волго-Донской судоходный канал.
"Поскольку только казахстанские компании будут иметь возможность упрощенного порядка прохода по внутренним водным путям России, в настоящее время прикаспийские страны (Азербайджан, Иран, Туркменистан), которые не являются членами Евразийского союза, проявляют заинтересованность в задействовании казахстанских перевозчиков ("Казмортрансфлот", OMS shipping) для перевозки грузов из портов на Каспии до портов на Черном море. Повышается транзитный потенциал наших портов Актау и Курык по Транскаспийскому международному транспортному маршруту", – пояснил он.
Соответственно, с учетом принятия соглашения возможно увеличение к 2025 году перевозок транзитом через водные пути России до 250-300 тыс. тонн грузов в год, спрогнозировал Камалиев.
"Второе – перевод двухсторонних перевозок на уведомительный порядок. Ежегодно до 1 апреля уполномоченными органами будут согласовываться предварительные списки судов, которые будут осуществлять двусторонние перевозки. При необходимости в течение года эти списки могут корректироваться. При этом с принятием соглашения казахстанские перевозчики смогут осуществлять речные перевозки не только в пределах Иртышского бассейна, но и с выходом на реку Обь", – продолжил он.
Также, по словам вице-министра, прорабатывается вопрос возобновления двусторонних перевозок между портами Атырау и волжскими портами Астрахань, Волгоград. Таким образом, к 2025 году прогнозируется довести объемы речных перевозок в данном направлении до 1,5 млн. тонн.
"Третье – соглашение предусматривает предоставление сторонами равных условий доступа к услугам портов, а также взаимное признание судовых документов и документов членов экипажей судов. Это позволит упростить прохождение осмотра судов контролирующими органами в портах сторон соглашения. В рамках реализации соглашения сторонами запланировано принятие отдельного межведомственного договора по установлению требований к минимальному составу экипажей судов", – резюмировал он.
Отметим, что сенат принял законопроект "О ратификации соглашения о судоходстве".
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!