"Мы ведем переговоры с Кыргызстаном об экспорте нашего бензина. Но мы ставим жесткое условие, чтобы не было реэкспорта для соблюдения честной конкуренции", – сказал Бозумбаев.
Он напомнил, что экспорт бензина за пределы таможенной территории ЕврАзЭС открыт c июня текущего года.
По его информации, объемы экспорта ожидаются в пределах 60-70 тысяч тонн по Аи-92, 10-15 тысяч тонн по Аи-95.
В настоящий момент также ведется работа по заключению договоров с другими зарубежными контрагентами по поставкам казахстанского бензина.
При этом Минэнерго продолжает работу по совершенствованию законодательства для повышения прозрачности рынка, в т. ч. повышению привлекательности поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы.
По информации Бозумбаева, объем переработки нефти за пять месяцев текущего года составил 6,7 млн тонн, показав рост к аналогичному периоду 2018 года более 5%(план на 2019 год – 17 млн тонн).
После модернизации все три нефтеперерабатывающих завода увеличили мощность и глубину переработки. Качество нефтепродуктов соответствует экологическим классам К-4, К-5.
Обеспеченность спроса на бензины, дизтопливо и авиакеросин на внутреннем рынке за счет собственного производства составляет 100%.
По итогам пяти месяцев текущего года в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом рост производства составил: по бензинам – на 13,8%, дизтопливу – на 13,2%, авиакеросину – на 298,6 %.
"В результате завершения модернизации с начала года на рынке наблюдается профицит по отечественным бензину АИ-92 и АИ-95. Производство бензинов на 20-30% превышает внутреннее потребление", – сказал г-н Бозумбаев.
В связи с чем сегодня по республике наблюдается снижение розничных цен на бензин АИ-92 в сравнении с аналогичным периодом 2018 года на 6,9% до 147,6 тенге за литр.
Стоимость АИ-95/96 также снизилась – на 3,8%, до 168,6 тенге за литр; стоимость АИ-98 – на 3,4% за год, до 185,9 тенге за литр.
С начала текущего года цена на летнее дизельное топливо снизилась на 1%, до 191,8 тенге за литр.
Профицит автобензинов на внутреннем рынке с начала года приводил к затовариванию нефтеперерабатывающих заводов.
"Это вело к вынужденному снижению переработки нефти и, соответственно, к риску снижения производства других видов нефтепродуктов – дизельного топлива, авиакеросина (по ним профицит отсутствует).
Поэтому министерством были приняты необходимые нормы для защиты внутреннего рынка от неконтролируемого импорта", – пояснил министр.
И совместно с Министерством национальной экономики снижена экспортная таможенная пошлина на светлые нефтепродукты (с целью стимулирования экспорта).
Кульпаш Конырова