Об этом Кушукова сказала, подводя итоги заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), прошедшего в Минске 17 июля 2020 года.
Одним из ключевых вопросов, рассмотренных в рамках заседания ЕМПС, являлся вопрос устранения барьеров во взаимной торговле.
"Проводимая работа по устранению сторонами барьеров показала несовершенство действующей практики. Сторона может заявить об устранении барьеров без какой-либо оценки ЕЭК. При этом если другая сторона с этим не согласна, то ей необходимо вновь обращаться в ЕЭК. Также казахстанской стороной была выдвинута инициатива о необходимости подтверждения Коллегией ЕЭК факта устранения барьеров. В ходе заседания ЕМПС данную инициативу все стороны поддержали", – рассказала об итогах Евразийского межправсовета Кушукова.
"В целом мы призвали наших партнеров наладить системность в работе по устранению барьеров. Это особенно важно, когда доля взаимной торговли составляет лишь 14,3%. Для примера – в Европейском союзе этот показатель составляет 70%", – прокомментировала Кушукова.
Обсуждение также состоялось по вопросу прекращения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС российскими компаниями в связи с урегулированием вопроса.
Как пояснила Кушукова, в ходе проведенной работы удалось найти компромисс.
"Российские компании обязались поставлять продукцию АО "Кентауский трансформаторный завод" на равных и недискриминационных условиях. В связи с урегулированием данного вопроса мы согласились с необходимостью прекращения дела", – сообщила вице-министр МТИ.
Ранее ЕЭК было проведено расследование на основании заявления АО "Кентауский трансформаторный завод" в отношении ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ООО "ВИЗ-Сталь" на предмет нарушения общих правил конкуренции на трансграничном рынке. По результатам расследования принято решение Коллегии ЕЭК № 130 о наложении штрафа на сумму 217,6 млн рублей. При этом российской стороной на данное решение было наложено "вето".
Как отмечается в сообщении, обсуждая вопрос регламентации применения права "вето" в отношении решений ЕЭК по торговым мерам, сторонам в очередной раз не удалось достичь консенсуса.
"Мы считаем, что право "вето" должно быть абсолютным. При этом не должно быть каких-либо условий, в случае если сторона решит им воспользоваться. Пока решение, удовлетворяющее экономические интересы всех стран, не будет найдено, решение коллегии по торговым мерам применяться не должно", – прокомментировала казахстанскую позицию Кушукова.
По вопросу маркировки товаров в рамках ЕАЭС принято распоряжение, которое позволит урегулировать процедурные моменты введения маркировки. Теперь стороны будут уведомлять о введении маркировки за девять месяцев вместо трех месяцев.
"Сегодня в целях более эффективной реализации соглашения о маркировке товаров мы решили продлить срок уведомления. Казахстанской стороной также было отмечено, что маркировка не должна стать очередным барьером во взаимной торговле. Национальные системы маркировки должны взаимно признаваться", – пояснила вице-министр торговли и интеграции.
Также стороны договорились создать рабочую группу высокого уровня для проработки поправок в технический регламент ЕАЭС "О безопасности пищевой продукции".
"Безусловно, наше население должно потреблять только безопасную и качественную пищевую продукцию. В продукции не должны содержаться вредные для здоровья препараты. В связи с этим мы поддержали создание рабочей группы и проработку изменений действующего технического регламента по безопасности пищевой продукции", – прокомментировала Кушукова.
Как отмечается в сообщении, не менее важным стало обсуждение вопроса обеспечения доступа к государственным закупкам в Российской Федерации, по итогам которого российская сторона согласилась с необходимостью доступа на их рынок на основании заключения, выданного уполномоченным органом государств – членов ЕАЭС.
"Формируя ЕАЭС, мы приняли обязательства по предоставлению национального режима в государственных закупках для поставщиков из стран ЕАЭС. Однако принятые Российской Федерацией постановления правительства от 30 апреля 2020 года говорят об обратном. Считаем, что нормы данных постановлений нарушают обязательства, зафиксированные в договоре о ЕАЭС. Текущий уровень участия, к примеру, казахстанских предприятий нас категорически не устраивает. Считаем, что именно барьеры, установленные российской стороной, являются основной причиной такого низкого уровня участия в госзакупках товаров из государств – членов ЕАЭС", – отметила Кушукова.
Стороны поддержали предложение Казахстана о продлении срока применения сертификата серийной продукции еще на шесть месяцев.
"На прошлом заседании ЕМПС стороны поддержали казахстанскую инициативу в части введения серийного сертификата на продукцию, аналогичную той, по которой Казахстан применяет более низкие ставки пошлин при импорте. Изменение национального законодательства и информационных систем в условиях пандемии заняло более длительный срок, чем мы предполагали. Продление срока использования серийных сертификатов позволит ощутимо упростить процедуры ввоза казахстанской продукции на рынки стран партнеров по ЕАЭС для наших предпринимателей", – прокомментировала вице-министр торговли и интеграции Жанель Кушукова.
17 июля 2020 года в Минске казахстанская делегация, возглавляемая премьер-министром Казахстана Аскаром Маминым, приняла участие в очередном заседании Евразийского межправительственного совета.