Под руководством заместителя премьер‑министра — министра культуры и информации Аиды Балаевой прошло совещание по подготовке кадров системы образования, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу правительства РК.
Центральной темой встречи стало качество педагогического образования и связанные с ним проблемы дошкольного и школьного обучения; участникам были представлены основные направления реализации Концепции развития педагогического образования и аналитические выводы международного исследования TALIS ОЭСР, где отражены как позитивные сдвиги в процессе модернизации за последние три года, так и сохраняющиеся пробелы в подготовке учителей и воспитателей в вузах, во взаимоотношении с уровнем подготовки выпускников школ.
В повестке также обсуждались повышение функциональной грамотности преподавателей, методики развития критического мышления и цифровых навыков, а также внедрение реальных механизмов использования искусственного интеллекта в учебном процессе, что рассматривается как инструмент модернизации содержания и практики обучения.
Отдельно была обозначена проблема кадрового дефицита: при том что в стране 52 вуза имеют лицензии на подготовку педагогов на уровне бакалавриата, нехватка профильных специалистов сохраняется, особенно в регионах. Вице‑премьер отметила отсутствие действенного межведомственного взаимодействия между министерствами, акиматами и вузами как ключевую причину; без анализа рынка труда и скоординированного распределения приёмных квот решить проблему не удастся.
В своем выступлении Аида Балаева призвала корректировать прием по регионам и ориентировать вузы и колледжи на реальные потребности рынка: при нехватке предметников — например, математиков — предусматривать соответствующие гранты и увеличивать набор по приоритетным направлениям; при этом часть профессий может потерять актуальность в связи с развитием ИИ, поэтому учебные программы и практика должны адаптироваться к новым требованиям.
Еще одним ключевым направлением стала практикоориентированность педагогического образования: вице‑премьер подчеркнула, что теория без практики не работает, поэтому у всех вузов должны быть равные возможности по организации студенческой практики, а планирование практик должно быть четко выстроено, чтобы молодые специалисты после получения диплома оставались в профессии, а не уходили из неё, что лишь усугубляет кадровый дефицит.
По итогам совещания сформированы ориентиры для дальнейшей работы: усиление межведомственного взаимодействия, целевые меры по распределению приёма (включая гранты на востребованные специальности), развитие практикоориентированных программ и внедрение цифровых и ИИ‑инструментов в образовательный процесс — всё это призвано повысить качество подготовки педагогов и обеспечить школы квалифицированными кадрами.
Подводя итоги, заместитель премьер-министра РК обозначила ряд конкретных задач и протокольных поручений, особо отметив важность их исполнения в кратчайшие сроки.
Во-первых, отмечена необходимость профильным министерствам совместно с вузами дополнить Концепцию развития педагогического образования с учетом активного внедрения технологии искусственного интеллекта в общественную жизнь.
Во-вторых, поставлена задача – усилить практическую ориентированность процесса подготовки педагогов с разработкой рабочего Плана по внедрению единой системы распределения производственной практики студентов в масштабе республики.
В-третьих, поручено рассмотреть вопрос перераспределения государственных образовательных грантов с обязательной привязкой к региональным потребностям и результатам трудоустройства выпускников.
В-четвертых, поручено дополнительно проанализировать систему подготовки школьных учебников с обязательным участием ведущих педагогических университетов.
Отдельным пунктом вице-премьер поставила задачу активизации вузов в продвижении государственной идеологической работы, отметив ее исключительную важность именно в подготовке будущих педагогов, особенно в системе дошкольного образования. В этом плане министерству науки и высшего образования было поручено организовать работу по внедрению в воспитательную систему всех вузов страны новых принципов реализации внутренней политики, утвержденный главой государства.
Читайте по теме:
Национальные центры подготовили десятки тысяч учителей в 2025 году