По информации АО "QazTrade", сразу 57 казахстанских поставщиков подтвердили высокое качество сельхозсырья made in Kazakhstan и получили зарубежные экосертификаты. Об этом сообщает inbusiness.kz со ссылкой на Еnergyprom.kz.
При этом казахстанские производители не спешат оформлять сертификаты. Наша страна вошла в десятку ведущих импортёров органической продукции в страны Европейского союза, а вот на внутреннем рынке с сертификацией продуктов питания дела обстоят не так радужно. Желающих производить экологически чистую или органическую продукцию по казахстанским техрегламентам не так уж много. Выращивать зерно и овощи без пестицидов, а мясо — без антибиотиков трудно и дорого.
В то же время эксперты Национального центра аккредитации Комитета техрегулирования и метрологии РК отмечают активное распространение в Казахстане тренда гринвошинга (англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — "отбеливание", иногда "зелёный камуфляж"). Компании маркируют этикетки продуктов стикерами Bio и Organic, хотя товары не проходили сертификацию, и не доказано, что они являются экологически чистыми.
Что же касается поставок на внешние рынки, то, по данным Министерства сельского хозяйства РК, Казахстан в международных рейтингах по экспорту органической продукции в Европу занимает топовые места. В 2021 году наша страна была на четвёртой строчке по поставкам экологически чистой пшеницы, на шестой позиции — по экспорту семян льна. По информации АО "QazTrade", 57 казахстанских поставщиков подтвердили высокое качество сельхозсырья made in Kazakhstan и получили зарубежные экосертификаты.
За прошлый год экспорт органического сельскохозяйственного сырья из Казахстана в Европу по деньгам вырос почти в три раза, с 12,5 млн до 36 млн долл. США. 36,6% от этой суммы (13,2 млн долл. США) составила выручка от продажи в страны ЕС пшеницы, ещё 34,7% (12,5 млн долл. США) — от реализации семян масличного льна.
Достижения на мировых торговых площадках пока слабо проецируются на внутренний рынок потребления в Казахстане, в первую очередь, потому, что в РК нет требований по обязательной сертификации экологически чистой или органической продукции. Этот процесс, согласно закону "О производстве органической продукции в РК", носит добровольный характер.
О низкой заинтересованности компаний в производстве "органики" говорят эксперты компании АО "QazTrade" и Министерства сельского хозяйства. Причин медленного продвижения этой темы несколько. Главный фактор — экономический. Чтобы получить национальный знак качества органической продукции, необходимо соблюдать все нормы закона.
Например, надо отказаться от использования пестицидов, гормонов, антибиотиков, гидропоники (субстрата для тепличного выращивания овощей). Эти требования подразумевают увеличение расходов на обработку полей, ветеринарию, оснащение. Дополнительные расходы, в свою очередь, ведут к удорожанию конечной стоимости продукции и снижению её конкурентоспособности.
Имеет значение и то, что при расцвете гринвошинга импортных и отечественных товаров получение сертификата Organic фактически не даёт преимуществ казахстанскому производителю, ведь потребитель не может определить, действительно ли стикер Organic, Bio говорит о том, что товар был выпущен в условиях органического производства. Актуального реестра компаний "органики" ни в РК, ни в ЕАЭС не существует. А госорганы в стране фактически расписались в своём бессилии: ни одна из госкомпаний не проверяет и не контролирует соответствие экомаркировки. Об этом стало известно в ходе обсуждения проблем органического производства в РК на заседании проектного офиса Organic на площадке НПП "Атамекен".
Кроме стандарта органических товаров, в Казахстане также существует технический регламент соответствия нормативам безопасности — сертификат экологически чистой продукции. Если требования по "органике" в сельском хозяйстве строгие и требуют капиталовложений, то для получения стандартного экосертификата таких жёстких нормативов нет. Главное, чтобы товар прошёл проверку на отсутствие вредных компонентов, тяжёлых металлов и т. д.
По данным Бюро национальной статистики РК, за 2017–2021 годы в Казахстане сертификаты экологически чистой продукции были оформлены по 18 номенклатурам продовольствия, половина из них — товары невысокого передела. В основном это продукция животноводства. Так, устойчивый рост за эту пятилетку показывает производство сертифицированного мяса птицы. В 2021 году предприятия, имеющие такой экодокумент, выпустили 63,6 тыс. тонн мясных продуктов из птицы (плюс 8,1% к 2017 году).
Стабильные объёмы выпуска также отмечаются у переработчиков, продающих йогурты и сливки, сыр и творог.
По восьми категориям товаров выпуск именно с экосертификатами с 2019 года уже не ведётся. Среди них более сложные, несырьевые продукты, такие как кондитерские изделия, мороженое, хлеб, мучное, готовые блюда, напитки.