Казахстанцы все чаще рассчитываются картой, а не наличными

959

В 2020 году произошла "революция безнала" — объем виртуальных транзакций вырос в 2,6 раза, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на аналитический центр АФК.  

Казахстанцы все чаще рассчитываются картой, а не наличными

Обзор статистики по безналичным карточным операциям на 1 января 2021 года

"Эволюция безнала" в Казахстане в 2020 году сменилась "революцией": объем безналичных транзакций в стране вырос в 2,6 раза и составил ₸34,6 трлн.

На этом фоне доля безналичных операций увеличилась с 45,5% до 67,4%.

Среди способов безналичных операций наибольшей популярностью пользуются транзакции в интернете (81% от объема всех безналичных операций). В денежном выражении, по итогам 2020 года, объем транзакций через Интернет составил ₸28,2 трлн.

По итогам 2020 года количество кредитных карт в обращении удвоилось (с 5,3 до 10,9 млн ед.), а дебитных карт — возросло на 40% (с 25,5 млн до 35,6 млн ед.).

Соответственно, на каждые 100 жителей страны сегодня приходятся 189 дебитных и 58 кредитных карт.

Данные по отдельным регионам страны показывают различное соотношение в предпочтениях при выборе способов оплаты. Соответственно, потенциал роста оплат по безналу в "наличных" регионах (см. ниже) сохраняется значительным.

Краткие итоги периода

Популярность безналичных транзакций в Казахстане растет с каждым годом: в 2018 году на них приходилось 29% от объема всех операций, в 2019-м — 46%, в 2020-м — 67%.

И если до пандемии COVID-19 основным драйвером рынка безнала выступало планомерное развитие платежной инфраструктуры банков и финтех-компаний, то во II квартале 2020 года дополнительный импульс для развития безналичной формы расчетов дали ограничительные меры социального дистанцирования.

Государство, стремясь минимизировать социальные контакты и компенсировать сокращение доходов населения, приняло пакет законодательных мер, которые ограничивали посещение банковских отделений и предприятий торговли и сервиса в периоды локдауна в пользу дистанционного обслуживания, а также предусматривали выплаты материальной помощи пострадавшим гражданам. В результате у сотен тысяч казахстанцев появились дополнительные стимулы и возможности перейти на безналичную форму расчетов. Это послужило основой для формирования новой потребительской культуры, определяющей первоочередной выбор товаров и услуг, которые доступны дистанционно.

Стоит отметить, что продвижение безналичных транзакций по регионам происходит неоднородно. Наибольшей популярностью они пользуются в городах-миллионниках — Алматы, Нур-Султане и Шымкенте, что, видимо, объясняется бо́льшим количеством продавцов, принимающих платежные карты и мобильные платежи. Хорошим подспорьем также выступает более высокий уровень финансовой грамотности и потребления у жителей мегаполисов, что косвенно подтверждается количеством банковских карт на душу населения. Например, в Алматы (лидер рейтинга по объему безналичных транзакций) на одного жителя приходится 5,1 дебитных и 1,4 кредитных карт, в то время как соответствующие показатели для Северо-Казахстанской области (аутсайдер рейтинга) составляют 1,3 дебитных и 0,4 кредитных карт на душу населения.

Таким образом, популярность и доступность цифровых каналов для оплаты товаров и услуг вкупе с мерами социального дистанцирования — ускоряют переход Казахстана к cashless-экономике, что несет выгоду для всех вовлеченных сторон, в первую очередь с точки зрения безопасности и удобства, а также оптимизации расходов на финансовые операции, ускорения денежного оборота, улучшения налогового администрирования и, соответственно, сокращения доли теневой экономики.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться