Как казахстанские потребители потеряли сотни миллионов тенге

945

И что помогло им вернуть свои деньги.  

Как казахстанские потребители потеряли сотни миллионов тенге Фото: pixabay.com

За 2024 год тысячи казахстанских потребителей столкнулись с покупкой некачественных товаров, обманом в онлайн-магазинах и спорными образовательными курсами. Однако им удалось вернуть свои деньги. Об этом передает inbusiness.kz.

По данным президента РОО “Национальная лига потребителей” Светланы Романовской, в 2024 году было зарегистрировано 1845 жалоб от потребителей, а общий ущерб составил более 432 млн тенге. Больше всего обращений касалось некачественных товаров (34,5%), нарушений в сфере онлайн-торговли (22,3%) и образовательных курсов (17,7%).

“Только в Алматы более 1 840 человек обратились к нам. Около полумиллиона тенге мы вернули за то, что это были подтвержденные факты о некачественных товарах и услугах. При этом наибольшее количество жалоб зафиксировано по категориям: техника, обувь и мебель, сделанная на заказ. 100% дел по потребительским спорам решены с помощью медиации и в специально созданном арбитражном суде. Нам мешает старая нормативно правовая база, в которой не урегулированы взаимоотношения по электронной торговле. Большие проблемы связаны с подачей искового заявления в суд, потому что не возмещают издержки, связанные с защитой прав потребителей, так как фактически она как бы не предусмотрена законом”, - сообщила спикер.

По словам Светланы Романовской, текущий закон о защите прав потребителей не предусматривает издержки, связанные защитой прав потребителей.

“Потом много нормативно-правовой базы, которая на сегодняшний день не дает возможности эффективно взаимодействовать с госорганами (…). Государство бездействует. В административном кодексе, первое – это предупреждение предпринимателей. А недобросовестных предпринимателей становится все больше, и непонятно, кто должен был предупреждать, в каком виде, когда идет штраф?”, - задается вопросами Светлана Романовская.

Светлана Романовская отметила, что сейчас в разработке находится новый законопроект “О защите прав потребителей”, который предусматривает уточнение ключевых определений, регулирование электронной торговли и расширение возможностей судебной защиты для граждан. Уже внесено 72 поправки в нормативно-правовую базу, в том числе, в Административный кодекс и закон "О защите прав потребителей".

Читайте по теме:

Психология потребителя: что на самом деле стоит за выбором

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться