В сенате парламента РК на правчасе депутат Ольга Булавкина рассказала о рисках для казахстанского бизнеса из-за слабо развитых зеленых технологий, передает inbusiness.kz.
По ее словам, сегодня международные инвесторы и банки все чаще требуют соблюдения "зелёных" стандартов.
"Потеря инвестиционной привлекательности в последующем может привести к экономическим рискам для казахстанского бизнеса. Компании, не внедряющие наилучшие "зеленые" технологии (НДТ), могут столкнуться с ограничениями на экспорт, а из-за инфляции и ужесточения норм увеличатся затраты на собственное производство в долгосрочной перспективе. Имеются риски снижения доверия международных партнеров к экологической политике страны, и, как следствие, исключения из "зеленых" инициатив по устойчивому финансированию", - сказала депутат.
Она отметила, что в соответствии с действующим законодательством, каждая компания обязана разрабатывать программу управления отходами, учитывающую использование наилучшей доступной техники, с целью минимизации объема отходов.
"Так почему же некоторые компании все-таки предпочитают выплату штрафов внедрению НДТ? Внедрение НДТ требует инвестиций в новое оборудование, переобучение персонала, изменение процессов. Для многих компаний, особенно малых и средних, это неподъемные расходы. Даже с учетом льгот, возврат инвестиций может занять около 7-10 лет, что неприемлемо для бизнеса с коротким горизонтом планирования. Размер штрафов за нарушения экологических норм часто несоразмерен затратам на модернизацию. При этом вину предприятия для начисления штрафов еще нужно доказать", - пояснила Булавкина.
Она привела в пример случай в Усть-Каменогорске, когда одно из стратегически важных предприятий просто игнорировало проверяющие и контролирующие государственные органы, не пустив их на свою территорию для фиксации факта загрязнения окружающей среды и нанесения значительного ущерба здоровью граждан.
"Некоторые предприятия уклоняются от ответственности через суды или лоббирование, что дается им гораздо легче, чем модернизировать свое производство. Компании, инвестирующие в НДТ, не получают преимуществ в госзакупках. При их осуществлении не всегда учитываются экологические критерии, а экологические требования носят рекомендательный характер или применяются выборочно. Главным критерием оценки заявок остается цена. Поставщик экологичной продукции может получить дополнительные баллы, но их недостаточно для победы над более дешевыми конкурентами. Даже если поставщик заявляет "зелёные" характеристики, проверить их достоверность сложно", - продолжила депутат.
При этом по ее словам, в стране нет механизмов штрафов за ложную маркировку. То есть можно сказать о том, что предприятия откладывают реформы по внедрению НДТ, так как заказчики не готовы платить за "зеленую" продукцию. Сенатор подчеркнула, что пока штрафы остаются "комфортными", а льготы — недостаточными, бизнес будет выбирать путь наименьшего сопротивления.
Читайте по теме:
"Зеленым" производителям предлагают компенсировать до 50% затрат