Министерство индустрии и инфраструктурного развития разрабатывает программу контейнеризации перевозок. Об этом на круглом столе по ситуации на казахстанско-китайской границе сообщил заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов, передает inbusiness.kz со ссылкой на eldala.kz.
"По отправкам зерна ситуация очень тяжелая, Китай вообще отказался его принимать. Ранее принимали только в контейнерах, упакованное в биг-бэги. На сегодняшний день у нас брошенных поездов с зерном - порядка 1270 вагонов: пшеницы - 397, ячменя - 422, семена подсолнечника - 220 вагонов, корма - 92, мука - 140 вагонов. Видя эту ситуацию, еще четыре месяца назад мы предлагали зерновикам развернуть грузы. Сейчас давать какой-то прогноз и гарантию, что Китай начнет принимать через 2-3 дня, либо через неделю – месяц, мы не можем", - сказал Жанибек Тайжанов.
В ходе переговоров с железнодорожной администрацией Китая есть заверения о том, что ситуация должна разрешиться, но пока все только на словах. В РК ищут способы упростить прохождение грузов. Например, планируется переход на контейнеры, прием которых в КНР идет быстрее.
"Мы разрабатываем программу контейнеризации, их будут производить в Казахстане. Сейчас рассматривается программа для производителей. В будущем, когда мы контейнеры построим, будут рассмотрены программы для наших операторов и перевозчиков, также будет поддержка от государства в части приобретения этих контейнеров. Это своего рода субсидирование, то есть, продвижение контейнеризации", - проинформировал представитель МИИР.
План контейнеризации зерна уже частично введен в действие. В конце июля в сухом порту KTZ Express было перегружено из зерновозов в контейнеры и передано в КНР порядка 1 тыс. тонн зерна.
"Если сейчас Китай начнет принимать зерно, то, мы считаем, они будут принимать только в контейнерах", - отметил Жанибек Тайжанов.
Он также сообщил, что переговоры с КНР ведутся на различных уровнях с участием МИДа, МИИР, Минторговли, Минфина. При этом требуется более активное подключение к данному процессу и Минсельхоза, чтобы дополнительно согласовать карантинные требования к грузам, предъявляемые Китаем.
"Было хорошее предложение установить на Достыке пункт дезинфекции вагонов. Китайцы проводят дезинфекцию и крытых вагонов, и контейнеров. Были видеоролики: когда груз шел навалом в мешках, они эту дезинфекцию проводили по каждому мешку. Представляете, в одном вагоне сколько мешков! Есть предложение, чтобы МСХ проработал с китайской стороной установку у нас такие дезинфекционных пунктов для облегчения продвижения поездов. Также нам необходима помощь Минтрговли, чтобы они рассмотрели с Минкоммерции варианты согласования каких-то экспортных, импортных квот. Эти вопросы сейчас прорабатываются", - сказал он.
По словам Жанибека Тайжанова, всего в направлении стыка Достык скопилось порядка 7669 груженых вагонов, временно оставлены порядка 5100 вагонов с концентратом, пшеницей, коксом, глиноземом, чугуном, лесом, семенами. В направлении Алтынколя скопление 1842 вагонов.
Казахстанский бизнес требует проявить более жесткую позицию в переговорах, учитывая, что поток вагонов из Китая в Европе беспрепятственно проходит транзитом через Казахстан, в то время как здесь импортеры не могут дождаться закупленных в Китае товаров.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!