Аналитики компании Nurkassa, предоставляющей услуги по онлайн-кассам для малого и среднего бизнеса и обслуживающей несколько десятков тысяч компаний, провели исследование, как карантин сказывается на деловой активности в Казахстане.
Для анализа было выбрано 100 самых активных сфер деятельности среди клиентов компании. Данные рассматривались за февраль, март и первые девять дней апреля.
Как следует из отчета, в среднем компании потеряли 72% своих доходов.
В апреле средний суточный доход составил 14% от значений февраля в сфере производства и в сельском хозяйстве (спад в 6 раз), 27% – в сфере услуг (спад более чем в 3 раза) и 39% – в сфере торговли.
В марте сфера торговли показала рост среднесуточных доходов на 274%, что можно объяснить паникой среди населения, а также сокращением числа походов в магазины (люди закупались впрок).
В торговле за 9 дней апреля показали рост лишь две сферы деятельности: "Другие виды розничной торговли вне магазинов, торговых палаток или рынков" и "Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно продуктами питания, включая напитки, и табачными изделиями".
В то же время целый ряд сфер деятельности показал спад продаж в 5 и более раз: неспециализированная оптовая торговля продуктами питания, напитками и табачными изделиями, розничная торговля обувью и кожаными изделиями в специализированных магазинах, розничная торговля цветами, комнатными растениями, семенами, удобрениями, домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах, розничная торговля не через магазины и рынки и др.
В производственном секторе ситуация еще более плачевна. Общий дневной спад продаж составил 86%, при этом рост показал только 1 вид деятельности: "Производство хлеба; производство свежих мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных".
Три сферы производственной и сельскохозяйственной деятельности показали спад от 50% до 70%: вспомогательные виды деятельности в области выращивания сельскохозяйственных культур и разведения животных, производство верхней одежды, производство продукции питомников.
Остальные сферы производства показали спад продаж в 5 и более раз, причем более половины участников списка в апреле не заработали ни одного тенге.
В сфере услуг ситуация не намного лучше, чем в производстве. Общий спад в продажах составил 73% от показателей февраля, при этом продажи в шести сферах деятельности превысили февральские показатели: "Прочие виды вспомогательного обслуживания хозяйственной деятельности, не включенные в другие категории, "Технические испытания и анализы", "Другие виды деятельности в области информационных технологий и компьютерных систем", "Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультации по налогообложению", "Ремонт компьютеров и периферийного оборудования", "Предоставление прочих услуг, не включенных в другие группировки".
В лидерах по росту среди услуг оказались компьютерные специализации, что явно обозначает современный тренд на переход к дистанционной работе.
В 36 сферах деятельности объем продаж сократился в 20 и более раз. Среди них: туристические агентства, фитнес-клубы, СТО, организации питания, копировальные центры, гостинцы, образовательные услуги, грузоперевозки и др.
Суммарный оборот указанных выше компаний составил 3,126 млрд тг в феврале, а в апреле – лишь 7,192 млн тг. Среднесуточный оборот в самых "пострадавших" секторах сферы услуг сократился с 107 млн тг до 798 тысяч тг, то есть упал более чем в 100 раз.
Количество клиентов сократилось от 4 до 20 раз в зависимости от сферы деятельности компаний.
Аналитики Nurkassa заявляют: текущая карантинная ситуация абсолютно парализовала малый и средний бизнес в Казахстане. Очевидно, что компаниям для продолжения экономической деятельности придется подстраиваться под современные реалии, переводя свой бизнес в онлайн.