Это привело к резкому скоплению в районе пункта пропуска "Нур жолы" и образованию ежедневной очереди до 1700 автотранспортных средств на выезд из Казахстана в Китай.
Для решения вопроса скопления принят ряд мер, в том числе проведены переговоры с китайской стороной, по результатам которых количество принимаемого транспорта увеличено с 20 до 100 единиц в день.
С 1 июля 2020 года открыты пункты пропуска "Калжат", "Бахты", "Майкапчагай", которые ранее были временно закрыты. Однако перемещение товаров и транспорта не осуществляется по причине закрытия пунктов пропуска с китайской стороны.
На уровне правительства принят план мероприятий по увеличению пропускной способности пунктов пропуска с КНР, который предусматривает возможность въезда китайских перевозчиков и перевалки товаров в приграничных транспортно-логистических центрах. Китайские водители теперь могут въехать в безвизовом режиме на 24 часа на территорию пункта пропуска.
Одновременно создан "зеленый коридор" для отечественных экспортеров, перемещающих продукцию на экспорт в Китай. Их пропуск осуществляется вне очереди.
Таким образом, приняты все возможные меры, направленные на снижение скопления транспорта на границе, в том числе на правительственном уровне направлено обращение в Госсовет Китая с предложениями по увеличению товарооборота с Китаем.
После согласования китайской стороной нового порядка перемещения товаров ожидается увеличение количества перемещаемого через границу транспорта до 200 единиц в день и, соответственно, снижение скопления.
Однако с 20 июля текущего года в связи со вспышками коронавирусной инфекции в Синьцзянь-Уйгурской автономном районе китайская сторона сократила прием транспорта с казахстанской стороны до 10 единиц в день.
Через границу в первоочередном порядке будут пропускаться экспортные товары и перевозчики, направляющиеся за товаром в Китай, с наличием контрактов на перевозку.
Необходимо отметить, что железнодорожные пункты пропуска на казахстанско-китайской границе функционируют в штатном режиме и по итогам первого полугодия текущего года наблюдается увеличение объемов ввоза товаров на 18%.
В этой связи призываем участников внешнеэкономической деятельности при ведении экспортно-импортных операций учитывать возможные риски, связанные с логистикой, и заблаговременно прорабатывать с контрагентами вопросы перемещения товаров и заключения контрактов.