В соответствии с Законом "Об электроэнергетике" рынок электроэнергии в Казахстане разделён на оптовый и розничный уровни, передает inbusiness.kz. На оптовом рынке энергия покупается для перепродажи или промышленного использования. На розничном рынке, где участвуют более 140 электроснабжающих организаций (ЭСО), включая 35 гарантирующих поставщиков, осуществляется продажа конечным потребителям.
Энергетический рынок, особенно его розничный сегмент, характеризуется высокой концентрацией и ограниченной конкуренцией, считают в АЗРК РК. В своем докладе о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности агентство говорит о том, что это обусловлено доминированием нескольких крупных игроков и сложностью доступа новых участников к сетям региональных электрических компаний (РЭК), которые обладают статусом естественных монополий и подчиняются строгому государственному регулированию в лице комитета по регулированию естественных монополий.
"Отдельным фактором низкого уровня конкуренции между ЭСО, кроме дифференциации и регулирования тарифов ЭСО и ограниченного доступа к сетям РЭК, является отсутствие доступных механизмов смены ЭСО. В этой связи, необходимо создание условий для упрощения процедуры смены потребителем обслуживающей его ЭСО", - говорится в докладе.
В докладе говорится, что недавние инициативы правительства направлены на решение проблемы дифференциации тарифов, что приводит к увеличению бремени для юридических лиц и бюджетных организаций. В 2021 году был принят Национальный проект по развитию предпринимательства, предусматривающий постепенное сокращение дифференциации тарифов к 2025 году. Также в апреле 2022 года была утверждена Концепция развития малого и среднего предпринимательства, подчеркивающая эту цель.
Однако, несмотря на установленные сроки и чёткие поручения, работа министерства национальной экономики РК в этом направлении оценивается как неудовлетворительная. Агентство по защите конкуренции указывает на значительные промедления и призывает к более решительным действиям для исполнения поручений президента и планов государственного управления.
Введение единого закупщика в 2023 году как меры по централизации закупок и продаж электроэнергии является шагом к стабилизации рынка, но этот механизм также сопряжён с рисками. Он может увеличить цены для некоторых потребителей и сократить конкуренцию, предоставляя неоправданные преимущества гарантирующим поставщикам за счёт других участников рынка.
Помимо этого, действия министерства энергетики подвергаются критике за медлительность и недостаточную прозрачность в исполнении поручений по снижению тарифной дифференциации и введению более справедливых условий для всех ЭСО.
Из доклада следует, что проблемы существующей системы требуют не только законодательных изменений, но и активной роли всех заинтересованных сторон для обеспечения равного доступа к ресурсам и устранения монопольного давления.
Ранее сообщалось, как реформировать рынок электроэнергии Казахстана, чтобы снизить тарифы.