/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
"КазАвтоЖол" начинает программу "туалетизации" автотрасс

"КазАвтоЖол" начинает программу "туалетизации" автотрасс

Как она будет реализована? Об этом – в программе "Время говорить".

04 Декабрь 2019 22:40 1534

"КазАвтоЖол" начинает программу "туалетизации" автотрасс

Туризм начинается с туалета

Когда дело касается туризма, возникает вопрос: применимы ли модели государственно-частного партнерства к туристской отрасли? Какова ценность подобных проектов для населения?  

27 Январь 2020 15:15 1533

Туризм начинается с туалета

Надо отметить, что проекты в туризме имеют значительную коммерческую составляющую.

Так, по данным базы проектов kzppp.kz на 1 января 2020 г. в Казахстане реализуется 713 проектов государственно-частного партнерства в 12 отраслях экономики, из них более 50% в здравоохранении и образовании.

В Китае, например, их количество составляет более 8000, проектов ГЧП в здравоохранении реализуется наименьшее число проектов (1,82% от общего количества). Значит ли это, что потенциал ГЧП не используется в полной мере в других отраслях экономики? Однозначно. Одной из недооценённых отраслей является туризм.

Обратимся к законодательству. Закон о ГЧП определяет среди основных задач ГЧП создание условия для эффективного взаимодействия государства и бизнеса в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Согласно отчету Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2018 г. туристы принесли экономике Лондона 17,5 миллиарда долларов, что вдвое больше эксплуатационных расходов на городской транспорт и почти в четыре раза больше расходов бюджета на полицию и преступность. В Нью-Йорке аналогичные поступления в два раза превысили бюджет городских школ. Кроме того, эксперты отмечают, что в ближайшие 8 лет активнее всего отрасль будет расти в развивающихся странах, а количество созданных рабочих мест достигнет 421 миллиона. Конечно, чтобы прийти к таким результатам, необходимо время, но дорогу осилит идущий.

В Казахстане достаточно дестинаций, привлекательных как для внутренних, так и для внешних туристов. Но недостаточно привлекать, необходимо обеспечивать удовлетворение определенных потребностей туристов, для чего требуются соответствующая инфраструктура и качественный сервис. Взаимодействие государственного и частного секторов по механизму ГЧП в этом вопросе может обеспечить реальное экономическое влияние – измеримое и контролируемое на этапе реализации проекта государственно-частного партнерства.

В мире достаточно примеров такого партнерства в развитии туристской отрасли, притом модели разнообразны: от строительства и содержания инфраструктуры до управления национальными парками. В США передача национальных парков в управление – способ уберечь дестинации от сокращений государственного бюджета. На протяжении 25 лет более половины рекреационных площадей были переданы частному сектору по концессионной модели (ГЧП). Сравнительное исследование 2011 года для двух аналогичных парков в штате Аризона показало, что в 2009 году парк А обошелся налогоплательщикам в 234 тыс. долл., тогда как парк Б принес местному бюджету 54 тыс. долл. дохода (подробнее с исследованием можно ознакомиться на сайте Всемирного банка). Парк Б был передан в управление по механизму ГЧП.

Начинать привлекать бизнес к развитию казахстанского туризма в партнерстве с государством с парков, возможно, рано, да и пока нельзя юридически. Но вот решить проблему плохих туалетов вполне реально. Помимо того, что технологически неправильно созданные ямные туалеты оставляют неприятное впечатление, они создают экологическую угрозу, загрязняя почву и грунтовые воды. Привлечение бизнеса позволит решить проблему в масштабе страны в короткие сроки (насколько это возможно для инвестиционных проектов), без единовременной нагрузки на госбюджет и качественно: ведь содержать созданный туалет на протяжении 10 лет будет одно лицо – частный партнер – в соответствии с показателями качества и доступности для населения. Соответствие показателям контролирует государство и в случае отклонений и не устранения частным партнером в установленный период налагает штраф и может сокращать выплаты, предназначаемые частному партнеру для получения дохода от деятельности.

Наиболее острым в проекте туалетизации страны является вопрос стоимости создания и содержания одного туалета, которая с учетом вознаграждения частного партнера может достигать десятков миллионов тенге. Если для государства туалет – это социальная ответственность, элемент стратегии развития экономики, то для бизнесмена – это инвестиционный проект, который требует вложения денег и в конечном счете должен принести деньги. То есть помимо вложенных средств на создание и содержание туалета инвестор ожидает получить прибыль, в противном случае деньги выгоднее и безопаснее держать на депозите.

Однако и сами мероприятия по созданию туалетов оказываются довольно дорогостоящими с учетом отсутствия в большинстве туристских дестинациях инженерно-коммуникационной инфраструктуры и удаленности от населенных пунктов. Поиск альтернативных решений при отсутствии электрических, канализационных сетей, водоснабжения в виде установки солнечных батарей и вакуумных систем, бурения скважин и применения антивандальных конструкций ведут к удорожанию проекта. При этом риск завышения стоимости создания санитарно-гигиенического узла может быть предупрежден посредством проведения вневедомственной экспертизы.

Для того чтобы избежать нагрузки на местные бюджеты, рассматривается вариант привлечения к реализации проектов республиканских средств (что не делает их не средствами налогоплательщиков, но и не нарушает процесс планирования местных бюджетов с первостепенными расходами на образование и здравоохранение). Это делается также для того, чтобы избежать внедрения платности туалетов и не допустить влияния на плату за въезд в национальные парки.

Создание и качественное содержание туалетов не панацея, но один из шагов в стратегии развития туристкой отрасли до 2025 года и в целом альтернативных сырьевому сектору отраслей. Благодаря коммерческому подходу с участием бизнеса в раскрытии потенциала государственных активов проекты в туристской отрасли могут приносить реальный доход и обеспечивать адекватную и устойчивую отдачу с последующим ростом и развитием.

МОН подсчитает стоимость ликвидации уличных туалетов в школах

Специальные рабочие группы сегодня составляют смету ликвидации туалетов, сообщает inbusiness.kz.  

24 Декабрь 2019 10:57 1730

МОН подсчитает стоимость ликвидации уличных туалетов в школах

По словам министра образования и науки, сегодня в Казахстане 2,3 тыс. школ с уличными туалетами. 

«Задача стоит туалеты, которые находятся на улице, полностью ликвидировать. Данные средства будут выделены из средств местных бюджетов. В настоящее время и по видеокамерам, и по охране, и по туалетам, в целом по обеспечению безопасной среды соответствующее поручение было дано руководством правительства. Поэтому работа ведется. Я думаю, что эту работу мы завершим», — рассказал он. 

Он также прокомментировал объем необходимых денежных средств для их ликвидации.

«Объем средств разный, потому что необходимо делать расчет сметы. Сейчас работают рабочие группы, они считают. Где-то нужно делать просто септики, где-то необходимо полностью обеспечить системой канализации, где-то нужны дополнительные скважины, где-то нужно приобретать специальное оборудование, для того чтобы это выкачивать. Это комплексный вопрос», — отметил министр. 

По его словам, количество таких школ известно, где необходимо провести такую работу. 
«2,3 тысячи школ у нас есть, где необходимо провести ремонт, и, как мы это будем делать, тоже известно. Мы к этой работе приступили», - резюмировал он.

Дана Карина