"КазАвтоЖол" намерен установить туалеты с антивандальным оборудованием

3100

В этом году будут установлены 14 придорожных современных обогреваемых туалетов с антивандальным оборудованием, рассказал Atameken Вusiness начальник отдела по развитию придорожного сервиса АО "НК "КазАвтоЖол" Рашид Рафиков.

"КазАвтоЖол" намерен установить туалеты с антивандальным оборудованием

Комментарий по антивандальному оборудованию в виде металлических унитазов Рафиков дал после просмотра ролика о модернизации туалетов на горнолыжном курорте "Шымбулак", где в прошлом году установили дорогостоящий унитаз фирмы Villeroy&Boch (из керамики), который из-за вандалов не простоял и недели. В интервью также принимала участие директор туризма НПП РК "Атамекен" Анара Шаймуханова.

ATAMEKEN BUSINESS: На прошлой неделе  Президент Касым-Жомарт Токаев в рамках визита в Акмолинскую область поднял тему, которую до сих пор не могут решить в регионах: ужасное состояние общественных туалетов. За придорожную инфраструктуру, как известно, отвечает национальная компания "КазАвтоЖол". И у нас в студии Рашид Рафиков - начальник отдела по развитию придорожного сервиса АО "НК "Казавтожол" и  Анара Шаймуханова, директор департамента туризма НПП РК "Атамекен".

- Наверняка, вы часто путешествуете по Казахстану, не только по долгу своей работы, но и как туристы. Вы заходили в общественные туалеты?

РАШИД РАФИКОВ: На сегодняшний день наши туалеты не все отвечают мировым стандартам, но хочется сказать, что не все туалеты государственные. Половина туалетов - это объекты придорожного сервиса, это кафе, АЗС, мотели, которые стоят вдоль дорог и оказывают услуги придорожного сервиса всем пользователям автомобильных дорог. К сожалению, на сегодня только 48% соответствует национальному стандарту. То есть всего их 1822 единицы.

ATAMEKEN BUSINESS: У нас есть национальный стандарт туалетов?

РАШИД РАФИКОВ: У нас есть национальный стандарт для объектов придорожного сервиса, который подразделяет все объекты на четыре категории. Тем не менее, в каждой категории объектов сервиса должны быть услуги благоустроенного туалета, теплой воды и раковина. На самом деле большая часть этих предпринимателей нарушают требования национального стандарта. Сейчас мы проводим работу по приведению их в соответствие, у нас есть несколько механизмов. В первую очередь, мы меняем нормы и правила для строительства новых объектов. Для существующих имеются санитарные правила, которые говорят, каким должен быть туалет на этих объектах. Для пунктов общественного питания данные санитарные правила уже введены в действие. Сейчас мы проводим работу с Министерством здравоохранения о плановой проверке данных объектов. К сожалению, для АЗС данных правил пока нет, но мы прорабатываем.

ATAMEKEN BUSINESS: Красные кирпичные туалеты,  которые стоят вдоль трасс, кому они принадлежат?

РАШИД РАФИКОВ: Большая часть - это государственные туалеты. Таких туалетов вдоль дорог республиканского значения более 800 единиц. В данный момент проводим работу по их замене на теплые и благоустроенные туалеты. Нами уже разработана программа по устройству 300 единиц на  2019-2022 годы. В этом году в рамках проекта реконструкции уже 14 будут установлены. То есть те дороги,  которые полностью реконструируются, там уже будут новые, теплые туалеты. По существующим дорогам на сегодняшний день "КазАвтоЖол" объявил  инвестиционный конкурс по устройству 40 единиц, сейчас ожидаем подведения итогов и в ближайшее время уже будем строить.

ATAMEKEN BUSINESS: Анара, Вы, как представитель бизнеса, можете обозначить основные проблемы, которые существуют сегодня?

АНАРА ШАЙМУХАНОВА: Да, конечно. Основная проблема - это коммуникации, подведение коммуникаций, то бишь водоотведение.

ATAMEKEN BUSINESS: То есть вот эти туалеты,  которые у нас существуют с дырками в полу, это в связи с тем,  что отсутствует канализация?

АНАРА ШАЙМУХАНОВА: Да, в том числе. Но я сейчас говорю в защиту частного сектора. Взять даже АЗС, у них есть санузлы, но, к сожалению, зачастую они закрыты. Вопрос в коммуникациях. Вода привозная. Представители бизнеса,  чтобы обеспечить качественный, чистый санузел, привозят воду для этих санузлов. А подведение коммуникаций, чтобы скважину закладывать, - это дополнительные расходы.

ATAMEKEN BUSINESS: А к кому этот вопрос? К местной исполнительной власти? И такая ситуация во всех регионах?

АНАРА ШАЙМУХАНОВА: Да, зачастую это остается основной проблемой. Что касается в целом направления придорожного сервиса, у нас в Казахстане наблюдается тенденция по трем основным проблемам. Первая - это получение земельного участка, это к местным исполнительным органам. Вторая -  это при строительстве новых объектов придорожного сервиса вопрос коммуникации. И третья, вы знаете, что у нас реализуется большая программа "Нурлы Жол",  в рамках которой производится строительство и реконструкция больших дорог республиканского значения. И в рамках этих работ у нас создаются проблемы для уже действующих объектов придорожного сервиса. Например, проект дороги может пройти мимо или далеко от действующего объекта сервиса, который там уже набил точку и работает более 10 лет, либо слишком близко проходит, касаясь самого объекта, что тоже создает определенные неудобства в работе.

ATAMEKEN BUSINESS: Давайте вернемся к нашей щепетильной теме, туалетам. Помнится, что бизнесмены  хотели модернизировать туалеты на горнолыжном курорте Шымбулак. И даже за свой счет установили там дорогую элитную сантехнику. И через несколько дней все увидели,  что эту сантехнику просто разнесли. Здесь,  наверное, стоит вопрос и о культуре наших граждан.

РАШИД РАФИКОВ: Мы понимаем этот вопрос, поэтому в наших туалетах всегда будет находиться один человек, он будет выполнять функции охраны и уборки. Вы показали, судя по всему, керамический унитаз. У нас будут стоять металлические, которые, наверное, выдержат такие условия (действия вандалов. - Прим. Atameken Вusiness). Хочу попросить наше население: давайте относиться к каким-то благам, которое государство делает, бережливее.

ATAMEKEN BUSINESS: Несмотря на всю критику, все-таки существует у нас образцовый отрезок дороги: Западная Европа - Западный Китай, который пролегает через Кызылординскую область. Все высокие делегации везут именно туда. Получается, что там удалось создать нормальный сервис и условия. Почему нельзя использовать их опыт по всей стране? 

РАШИД РАФИКОВ: На самом деле вы правы.  Кызылординская область лидирует по количеству качественных объектов сервиса. Для всех областей мы, как пример, всегда показываем, особенно для местных исполнительных органов. Там предприниматели реализовали действительно классный сервис и предоставляют качественные услуги. Я сам лично был. Там зарабатывают на грузоперевозчиках. Они предоставляют платные стоянки, баню, гостиницы, различные услуги и процветают. Совет всем предпринимателям Казахстана – берите пример с Кызылординской области.

АНАРА ШАЙМУХАНОВА: Сейчас реализуется программа "экономики простых вещей" и работает проектный офис на нашей базе по реализации данной программы. У нас в каждом регионе, в областных центрах есть региональные проектные офисы, куда каждый предприниматель может обратиться, который хочет открыть объект придорожного сервиса или любой другой проект в сфере туризма. Предлагаем вам рассмотреть такую меру финансовой поддержки этой программы "экономики простых вещей". Для этого вам нужно обратиться в нашу региональную палату, адреса вы можете узнать на сайте atameken.kz. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться