Исследование проводится ежегодно независимой исследовательской группой Kantar-TNS по заказу компаний Randstad и ANCOR. В 2020 году в ходе опроса более 155 000 респондентов составили рейтинг ключевых критериев выбора работы и оценили более 6100 компаний-работодателей. Randstad employer brand research охватывает 33 страны, совокупно составляющие более 75% мировой экономики.
Исследователи опросили в период с 6 января по 6 февраля 2020 года 3500 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет из всех регионов страны. Выборка отражает трудоспособное население Казахстана по полу, возрасту, уровню образования и занятости на момент опроса. Ответы респондентов сформировали рейтинг самых значимых критериев выбора работодателя. Для большинства представителей трудоспособного населения нашей страны в пять самых значимых критериев входят хорошая оплата труда (73%), финансовая стабильность компании-работодателя (55%), возможности карьерного роста (48%), интересное содержание предлагаемой работы (40%) и приятная рабочая атмосфера (39%).
При этом работодатели в стране не всегда могут предложить то, что ищут (потенциальные) работники. Был выявлен явный разрыв между тем, что хотят соискатели, и что, по их мнению, предлагают работодатели. Последние на первые три позиции ставят: финансовую стабильность, хорошую репутацию и инновационность, в то время как для большинства соискателей эти критерии находятся на втором, восьмом и девятом месте.
Установлена также разница в предпочтениях при выборе работодателя у разных поколений. Так 55% представителей поколения Z заинтересованы в возможностях карьерного роста, для 32% миллениалов (поколение Y) важно корпоративное обучение, 79% представителей поколения X считает ключевым критерием выбора работодателя хорошую оплату труда, а 26% беби-бумеров привлекают социально-ответственные компании.
По данным исследования, 24% казахстанцев (фактически каждый пятый) сменили работу в 2019 году, а 34% заявили о намерении сделать это в 2020 году.
При этом материальные посылы для большинства оказались все же на первом месте: у 53% сменивших или собирающихся сменить место работы в качестве мотивации существует убеждение, что на их предприятии "оплата труда ниже, чем где бы то ни было", а 41% недоволен социальным пакетом. В результате каждый пятый из сменивших работу увеличивал свой доход на 1-10%.
Интересно, что 72% казахстанцев при смене работы считают важными нематериальные причины. Так, 22% готовы уйти по причине плохих отношений с руководством или в коллективе, для 42% процентов причиной увольнения может стать несовпадение личных и корпоративных ценностей, около 30% готовы уволиться, если не видят смысла в своей деятельности.
В ходе работы исследователи составили рейтинг самых привлекательных компаний Казахстана. По правилам Randstad employer brand research в исследовании участвуют крупнейшие по численности персонала компании из экономически значимых отраслей. Данные о численности персонала исследователи получают из открытых источников, компании не могут принять участие в исследовании заявительным путем, если не входят в число крупнейших в одном из исследуемых секторов.
Статус самого привлекательного работодателя в отрасли получает компания, набравшая наивысший балл привлекательности и при этом известная не менее чем 10% респондентов. Одна национальная и одна международная компания с наибольшим баллом привлекательности получают статус самых привлекательных работодателей страны и статуэтку Randstad Award.
Исследование Randstad employer brand research в Казахстане в 2020 году охватило десять отраслей и выявило самых привлекательных работодателей:
Astana Motors в автомобильной промышленности и машиностроении
Сбербанк в сфере финансовых услуг
Coca-Cola в сфере ТНП - пищевые продукты
Bayer в сфере здравоохранения
Казатомпром в горнорудной промышленности и металлургии
Inditex в розничной торговле
Эйр Астана в сфере транспорта и логистики
Apple City Distributors в оптовой торговле и дистрибуции
Самый привлекательный работодатель Казахстана – международная компания – LVMH
.
Самый привлекательный работодатель Казахстана – национальная компания – Тенгизшевройл.
Randstad и ANCOR проводят исследование в разных странах мира с 2000 года и всегда по итогам работы безвозмездно предоставляют крупным работодателям и бизнес-сообществу этих стран отчеты, поскольку интерес к данной теме во всем мире огромен. Исследование отвечает на вопросы: как люди выбирают работу, каким должен быть работодатель, чтобы привлечь к сотрудничеству лучших из них? Известно, что любая компания может выйти на рынок, привлекая заемные финансовые ресурсы, приобретая успешные технологические решения. Трудность вызывает привлечение квалифицированных специалистов. Именно наличие уникальных кадров может обеспечить преимущества компании перед конкурентами. Известно, что ресурсов на рынках труда не хватает, трудоспособное население сокращается, стареет, внедрение новейших технологий не способно заменить человеческий труд в интеллектуальной сфере и часто ведет к удорожанию себестоимости продукта в промышленной сфере. В конце концов, выигрывает тот, кто может привлечь лучших людей.
Ключевые тезисы исследования подчеркивают, что компании со слабым брендом работодателя переплачивают сотрудникам примерно 10% заработной платы. При этом 50% кандидатов не станут работать в компании с плохой репутацией – даже при более высокой зарплате. А компании с сильным брендом работодателя нанимают сотрудников вдвое быстрее.