Благодаря проводимому анализу комитетом государственных доходов выявляются многоуровневые схемы фиктивных поставок товаров и услуг с использованием подставных лиц, которые готовы взять на себя ответственность за якобы проведенные взаиморасчеты, и иностранных граждан, сообщает пресс-служба ведомства.
Документально и по факту товар есть, но данный товар имеет нелегальное происхождение. Работы выполнены, но не тем подрядчиком, от которого выписаны документы.
И это открывает простор в легализации контрабанды, регулировании объема доходов для целей налогообложения, искусственно завышая стоимость работ, выполняемых собственными силами, либо с использованием фиктивных подрядчиков.
Налоговые органы целенаправленно активизировали мероприятия на выявление и пресечение таких фактов. Широко используются информационные системы, в том числе база электронных счетов-фактур, налажено тесное взаимодействие с налоговыми и таможенными службами Евразийского экономического союза. Все это способствует эффективному пресечению уклонения от уплаты налогов.
Только в результате 65 проверок установлены взаиморасчеты с 263 контрагентами, выписавшими фиктивные счета-фактуры на сумму 107,3 млрд тенге. Это повлекло доначисление налогов с вытекающими отсюда мерами административной и уголовной ответственности налогоплательщиков.
К примеру, в результате анализа данных были вскрыты обстоятельства о возможности нелегального ввоза в Казахстан товаров народного потребления. Назначены налоговые проверки в ряде крупных компаний. Одна из них – в ТОО Empire group.
В индустрии сувенирных изделий и коллекциях с национальной тематикой товары под брендом Empire общеизвестны и востребованы.
По открытой информации с сайта empire.kz, "эксклюзивные изделия узнаваемого бренда украшают кабинеты первых лиц государства и используются в качестве подарков в официальных встречах на высшем уровне".
Однако, вторая сторона медали – это полный антирекорд репутации, популярности и доверия к бренду, связанный с добросовестностью налогоплательщика по полноте уплаты налогов.
Детали не могут быть разглашены. Тем не менее открытые источники подтверждают, что компания не является производством полного цикла. Компания в Казахстане имеет дизайнерское бюро, разрабатывающее эксклюзивные коллекции с национальной тематикой. Впоследствии эти идеи воплощаются на фабриках Китая, Италии, Швейцарии, Германии, что предполагает зарубежное происхождение товаров.
Очевидно, что ввоз готовых изделий на территорию Казахстана должен декларироваться как импорт и подлежать таможенному оформлению с уплатой налогов.
Вместе с тем ТОО Empire group за период 2018-2019 гг. уплачено таможенных платежей и налогов всего 35 млн тенге, что в ходе проверки вызвало вопросы о происхождении товаров.
Однако после вручения предварительных результатов проверки компания изменила адрес местонахождения из Алматинской области в г. Алматы с одновременной сменой руководителя предприятия. К слову, новый руководитель числится руководителем еще в 21 предприятии.
Завершенная налоговая проверка подтвердила факты нарушений на сумму более 600 млн тенге, от погашения которых налогоплательщик уклоняется.
Материалы проверки по факту уклонения от уплаты налогов переданы в комитет финансового мониторинга для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела по статье 245 УК РК, где предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до восьми лет.
Следует отметить, что административная и уголовная ответственность возлагаются на должностное лицо, в период деятельности которого выявлены нарушения налогового законодательства.
Комитет государственных доходов продолжит использовать автоматические системы прослеживаемости и контроля ИС ЭСФ для предотвращения схем уклонения от уплаты налогов.
В настоящее время в поле зрения находятся победители государственных заказов, строительная отрасль и реализаторы товаров иностранного происхождения.
Вместе с тем налогоплательщики вправе самостоятельно пересмотреть свои налоговые обязательства. И тем самым избежать впоследствии штрафных санкций и уголовной ответственности.
Использование фиктивных счетов-фактур, легализация контрабандных товаров и прочие незаконные оптимизации приводят только к временной формальной "подушке безопасности".
Заместитель председателя комитета государственных доходов МФ РК Жайдар Инкербаев