Но удобство обходится дорого: пиратство бьёт по доходам киноиндустрии. Новая угроза — съемка фильмов в кинотеатрах и их перепродажа ставит под удар всю отрасль. Как остановить эту волну? Ответы искал Atameken Business.
Просто нажимаешь “Play” — и всё готово. Никаких подписок, никаких оплат. Но во время просмотра может выскочить назойливая реклама. Так сегодня смотрят фильмы и сериалы большинство молодых казахстанцев. По данным исследований, почти 60% выбирают именно бесплатные платформы. Удобно? Конечно. Но бесплатный просмотр обходится дорого: каждая “пиратская” копия бьёт по доходам, а вместе с ними и по развитию киноиндустрии.
Согласно докладу "Молодёжь Казахстана", свыше 40% молодых людей регулярно смотрят фильмы и сериалы. При этом растёт интерес к отечественным проектам: почти каждый третий респондент отметил, что чаще выбирает казахстанские фильмы и сериалы, хоть и на пиратских сайтах. Пользователей платных платформ пока меньше — их доля не превышает 15%, причём большинство предпочитает зарубежные сервисы.
По данным режиссёра Жасулана Пошанова, пиратство наносит серьёзный ущерб киноиндустрии - доходы от проката и онлайн-просмотров снижаются до 50 процентов. Авторы теряют прибыль, бюджет недополучает миллионы в виде налогов, а инвесторы уходят, что делает новые проекты рискованными. Пошанов уверен - решать проблему нужно системно. Ведь пиратские сайты опасны еще и для самих зрителей.
"На некоторых киносайтах полно рекламы онлайн-казино. Я это вижу сам. Не знаю, насколько она заблокирована, но реклама всё равно проходит. Кроме того, сейчас просмотр фильмов в интернете сам по себе превращается в проблему: каждые пять минут — реклама, которая сильно отвлекает. Зритель даже может забыть, что он смотрел", - говорит он.
Представители киноиндустрии предупреждают о более опасной форме пиратства: когда зрители снимают фильм в кинотеатре на телефон и продают копию через Telegram или другие каналы. Кинотеатрам приходится усиливать безопасность — проверки, обходы и наблюдение за зрителями. Это создаёт неудобства для обычных зрителей, поскольку все подозреваются "на всякий случай".
"Кинотеатры не несут моментальный расход в этом вопросе. Они несут невероятные репутационные риски, связанные с требованиями студий. Есть студии-правообладатели, которые требуют выполнения определенных антипиратских действий по сохранности контента. Это очень неудобно, когда кинотеатр вынужден оправдываться перед правообладателем за те действия, которые он не совершает", - отмечает коммерческий директор кинотеатра Дмитрий Кириенко.
Авторские и смежные права в Казахстане защищаются гражданским и уголовным законодательством. Кроме того, страна соблюдает международные договоры Всемирной организации интеллектуальной собственности. На практике же инициатива остаётся за авторами: пока они не заявят о нарушении, полиция не вмешивается. Поэтому статистики по нарушителям нет. Чиновники обещают усовершенствовать этот механизм.
"Мы работаем над совершенствованием законодательства, в том числе по наделению органов юстиции дополнительными полномочиями в части соблюдения авторских прав", - уверяет председатель комитета по правам интеллектуальной собственности МЮ РК Шолпан Абдреева.
В мировой практике пиратство фильмов наказывается жёстко. В США - штрафы до 150 тысяч долларов за каждое произведение, а при коммерческом распространении до 10 лет тюрьмы. В Евросоюзе сначала предупреждение и блокировка сайтов, а при серьёзных нарушениях — штрафы до десятков тысяч евро и тюремные сроки до 5 лет. Представители киноиндустрии считают, что Казахстану стоит перенять эти методы и одновременно развивать легальные онлайн-платформы, чтобы зрители выбирали законный просмотр, а пиратство теряло привлекательность.
Читайте по теме:
Серые схемы при выплате вознаграждений авторам раскрыли в минюсте РК