С начала пандемии китайская сторона усилила контроль за въездом автотранспортных средств через пункты пропуска на казахстанско-китайской границе. Об этом сообщили в пресс-службе комитета государственных доходов МФ РК. После проведенных переговоров стороны договорились об увеличении количества въезжающих в Китай автотранспортных средств до 100 единиц в день. Ранее в КНР в день допускались не более 20 машин.
Однако с 20 июля т. г. китайская сторона остановила прием автотранспортных средств из Казахстана в связи со вспышками коронавирусной инфекции в СУАР. В Поднебесной решили пересмотреть порядок перемещения автотранспортных средств через границу, что и стало причиной остановки приема фур из нашей страны. Предлагаемый китайской стороной порядок предусматривает подготовку груженых полуприцепов для направления в РК.
После двухстороннего утверждения новых процедур все перегрузочные операции будут осуществляться в приграничных транспортно-логистических центрах РК, где и будет происходить перегруз товаров на казахстанские/иностранные транзитные автомобили для дальнейшей транспортировки в регионы потребления. Данная мера исключит необходимость выезда на китайскую сторону большей части автотранспорта и, соответственно, снимет скопление транспорта на пункте пропуска "Нұр жолы".
Как отметили в пресс-службе КГД, правительством утвержден план мероприятий по увеличению пропускной способности пунктов пропуска на казахстанско-китайской границе. В частности, предусмотрено решение вопроса упрощения визовых требований для китайских водителей и причастных к товару лиц. Также в рамках данного плана упростят требования транспортного законодательства для китайского автотранспорта.
В плане также заложены мероприятия по совместному проведению санитарно-эпидемиологического контроля на казахстанской стороне. Данный вопрос будет обсуждаться на переговорах с уполномоченными органами Китая.
В настоящее время правительством уже принято решение о возможности въезда китайских водителей на казахстанский пункт пропуска на 24 часа в безвизовом режиме.
Между тем отечественную продукцию на экспорт в Китай перевозят по специально созданному "зеленому коридору". Их пропуск осуществляется вне очереди.
Отметим, во всех территориальных подразделениях органов государственных доходов работают контакт-центры, куда перевозчики могут обратиться в случае нарушения со стороны должностных лиц таможенного поста их прав и при наличии неправомерных действий на данном посту.
Учитывая усиленный карантинный контроль со стороны китайских властей, усугубляют ситуацию и казахстанские перевозчики, которые не имеют конкретных заказов и договоров на перевозку грузов. Порядка 60% таких водителей следуют в Китай в надежде на месте заключить разовую сделку на перевозку грузов. Затем они же возвращаются китайской стороной обратно без груза, но снова становятся в очередь.