Китай ускоряет строительство давно откладываемого центральноазиатского трубопровода для поставок газа из Туркменистана, даже несмотря на то, что Россия продвигает свое собственное новое сибирское соединение. Считается, что Пекин совмещает свои потребности в энергетической безопасности с дипломатическими приоритетами, передает inbusiness.kz со ссылкой на Reuters.
Пекин стремится укрепить связи с Центральной Азией в рамках своей инициативы "Один пояс - один путь", но почти через десять лет после начала строительства проект "Линия D" был приостановлен сложными переговорами о ценах и техническими препятствиями, связанными с прокладкой трубопровода, пересекающего еще три центральноазиатские страны, сообщили китайские государственные нефтяные чиновники.
Но недавнее стремление Москвы соединить Китай со вторым трубопроводом "Сила Сибири-2", чтобы компенсировать сокращение продаж в Европе из-за кризиса в Украине, предоставляет Пекину рычаг для продвижения центральноазиатского проекта, по мнению китайских нефтяных чиновников и отраслевых консультантов.
"Центральноазиатские трубопроводы считаются краеугольным камнем инвестиций в энергетическое и геополитическое пространство Китая. Это канал поставок со стратегической ценностью, который вытесняет коммерческие интересы", - сказал Рейтер государственный нефтяной чиновник, знакомый с глобальной стратегией Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC).
Китай может в конечном итоге заключить обе сделки, чтобы удовлетворить свои огромные долгосрочные потребности в газе, но отдает приоритет Туркменистану, заявили представители отрасли, поскольку Пекин уже давно рассматривает Центральную Азию как рубеж для расширения торговли, обеспечения безопасности энергоносителей и поддержания стабильности в своем некогда неспокойном западном регионе Синьцзян.
В совокупности многолетние контракты на поставку газа по обоим трубопроводам стоимостью в десятки миллиардов долларов обеспечили бы 20% текущего спроса Китая. Трубопроводы являются ключом к достижению Пекином цели использования газа в качестве промежуточного топлива для достижения своих целей по углеродной нейтральности, а также помогают оградить его от нестабильного рынка сжиженного природного газа (СПГ), перевозимого танкерами.
По оценкам, которые в 2014 году оценивались в 6,7 миллиарда долларов, по линии D будет транспортироваться 30 миллиардов кубометров газа в год.
Выступая на прошлой неделе на первом очном саммите лидеров Центральной Азии в древнем городе Шелкового пути Сиань, президент Си Цзиньпин призвал стороны ускорить прокладку линии D, которая станет четвертым газопроводом Китая в регион, почти через десять лет после начала строительства в Таджикистане.
В 2022 году Китай импортировал 35 млрд кубометров газа или на сумму 10,3 млрд долларов по трем трубопроводам из Туркменистана, по сравнению с 16 млрд кубометров по одному трубопроводу из России на сумму около 4 млрд долларов.
Отражая возросшую актуальность, CNPC на прошлой неделе запустила технико-экономическое обоснование строительства 200-километрового соединения от границы Синьцзяна с Кыргызстаном до китайского города Уця в качестве первого пункта приема, сообщил высокопоставленный источник, участвовавший в оценке проекта.
"Это означает, что линия D готовится", - сказал собеседник агентства Reuters, добавив, что строительство внутренней магистрали в Синьцзяне может начаться в следующем году.
Отдельно представитель CNPC сообщил агентству Reuters на прошлой неделе, что коммерческие команды компании "находятся в готовности" в ожидании мандата на продвижение проекта, не вдаваясь в подробности.
По словам чиновника, без окончательного контракта на поставку газа CNPC построила только часть первого туннеля в горной столице Таджикистана Душанбе, где начинается линия D.
Государственный планировщик Китая - Национальная комиссия по развитию и реформам - не сразу ответил на запрос о комментариях.
Представитель CNPC отказался от комментариев.
Консалтинговые компании SIA Energy и Rystad Energy прогнозируют, что новый туркменский газ по линии D может начать поступать примерно в 2028 году, в то время как новая российская линия, рассчитанная на 50 млрд куб. м газа в год, которая добывает газ из Западной Сибири, может начать работать в начале 2030-х годов.
ПОТЕРИ ОТ ИМПОРТА
Китай платит примерно на 30% больше за туркменский газ, поставляемый по трем существующим трубопроводам с 2009 года, чем из России, которая начала закачивать топливо из Восточной Сибири в конце 2019 года, показали данные китайской таможни.
Столкнувшись с многолетними потерями импорта из-за неспособности переложить расходы на регулируемый внутренний рынок, CNPC не смогла договориться о снижении цены на туркменское топливо в ходе раундов пересмотра цен, сообщил Reuters второй источник в отрасли, знакомый с ситуацией. Ашхабад хотел, чтобы ему платили "в соответствии с мировой практикой ценообразования", сказал туркменский чиновник, знакомый с ходом переговоров.
Источники и официальные лица отказались назвать свои имена, поскольку они не уполномочены общаться со СМИ.
РОССИЯ ПРЕДПРИНИМАЕТ ПОПЫТКИ
Тем не менее, переговоры о цене, вероятно, будут сложными, поскольку у Китая есть множество вариантов поставок, которые также включают внутреннее производство и новые долгосрочные контракты на сжиженный газ с Катаром и Соединенными Штатами, сказал Джейсон Фир, глава отдела бизнес-аналитики консалтинговой компании Poten & Partners в Хьюстоне.
"Цены должны быть достаточно высокими, чтобы оправдать затраты на строительство дорогостоящего трубопровода, но достаточно низкими, чтобы быть конкурентоспособными", - сказал Феер.
Недавние попытки Москвы ускорить строительство более короткого газопровода "Сила Сибири-2" через Монголию и более недавнее предложение Казахстана о поставках в Китай через Казахстан предоставили CNPC рычаги влияния при завершении строительства туркменского газопровода, сказал официальный представитель CNPC и второй источник в отрасли.
"CNPC могла бы использовать российские предложения, чтобы выторговать более выгодную цену для линии D, не торопясь обсуждать новые российские поставки", - сказал второй источник.
Читайте по теме:
CNPC, возможно, построит газоперерабатывающий завод на Кашагане
Токаев обсудил с главой CNPC увеличение пропускной способности нефтепровода Казахстан – Китай