Режим ЧП и введение карантинных мер оказали негативное влияние на бизнес Казахстана:
- Около 300 тыс. субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность.
- 1 млн субъектов предпринимательства пострадали от пандемии напрямую, в основном это сфера услуг и торговли.
- Свыше 1,6 млн человек были отправлены в отпуск без содержания.
- Около 14-15 тыс. субъектов предпринимательства, имеющих займы в БВУ, обратились за отсрочкой.
- 4,5 млн человек получили социальную выплату в размере 42 500 тенге.
Бизнес оказался в сложной ситуации, в которой невозможно планировать свою операционную деятельность. В такой ситуации ориентация на поддержку может быть только от государства. Респонденты оценивают качество мер господдержки как "ниже среднего", на 4,7 балла из 10:
- Более 50% компаний указали, что период получения господдержки занял от трех недель и более.
- 34% компаний оценивают актуальность и выполнимость критериев в программах как "ниже среднего".
- Более 50% компаний оценивают доступность информации на "среднем" уровне;
- Только 11% компаний считают, что мера поддержки "Налоговые каникулы" является эффективной для стабилизации финансового положения.
- Банки считают, что условия в программах поддержки бизнеса являются актуальными и выполнимыми.
- Участники исследования утверждают, что на текущий момент пандемия не повлияла на показатель NPL 90+.
- Средняя оценка эффективности, достаточности и своевременности госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 5,6 из 10.
- Средняя оценка эффективности оповещения госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 7,8 из 10.
- Меры господдержки бизнеса преимущественно связаны с общей стратегией развития страны.
Ключевые выводы исследования:
Прогноз МВФ по снижению реального ВВП в 2020 г. был пересмотрен в сторону снижения, с (-2,5%) до (-2,7%)
Снижение нефтяных доходов и консолидация в налогово-бюджетной сфере привели к ухудшению фискальной позиции
Расходы госбюджета в 2020 г. почти в два раза будут превышать доходы бюджета (без учета трансфертов из Нацфонда)
Получить господдержку на фоне эпидемии коронавируса в Казахстане сможет только меньше половины пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса. Для остальных помощь оказалась недоступной
Среди мер, анонсированных государством, практически отсутствуют меры по поддержке крупного бизнеса несмотря на то, что именно крупный бизнес формирует 80% всех налоговых поступлений и трудоустраивает более 60% трудоспособного населения страны
Отсутствие единого информационного портала господдержки и одного оператора по каждой госпрограмме большинство респондентов считают одним из ключевых операционных барьеров для участия в программах господдержки
Около 90% респондентов считают, что необходимо расширение отраслевых критериев и "реинжиниринг" госпрограмм поддержки бизнеса
Надвигающаяся вторая "волна" заболеваний и вероятное продление уже объявленного повторного карантина негативно повлияет на ВВП Казахстана, платежеспособном спросе населения и сроках выхода бизнеса из рецессии.
Повышение эффективности уже существующих и вновь объявленных мер господдержки позволит улучшить положение бизнеса в рамках уже выделенных средств (тем не менее, дополнительные меры поддержки также потребуются)
Государству и бизнесу необходима единая платформа для конструктивного и транспарентного диалога: лишь прямое обсуждение экспертов, своевременная и достаточная поддержка бизнеса помогут стране выйти из кризиса и заложить основы долгосрочного устойчивого роста.
По данным Международного Валютного Фонда, рецессия в 2020 г. будет зафиксирована в 157 странах из 194. Согласно прогнозам, экономику Казахстана ждет спад на 3% в 2020 г., обусловленный негативными последствиями COVID-19.