Кызылординки-предпринимательницы не имеют начальных накоплений

728

Большинство рассчитывает на гранты и кредиты.

Кызылординки-предпринимательницы не имеют начальных накоплений Фото: inbusiness.kz

В Кызылорде "сарафанное радио" один из эффективных инструментов маркетинга, чем социальные сети, сообщает inbusiness.kz.

На брифинге, посвященном женскому предпринимательству в Кызылординской области, выяснилось, что многие предприниматели не хотят начинать с малого, а сразу хотят открыть цех, не изучая рынок, спрос и т.д.

Как отметила председатель совета деловых женщин РПП "Атамекен" Кызылординской области Наталья Мишукова, если раньше предприниматель диктовал условия рынка, то сейчас рынком правит потребитель.

"Сейчас предприниматель не может не обращать внимания на потребителя. Для примера, возьмем полуфабрикаты. Почему сегодня на рынке представлено столько полуфабрикатов? Идея хорошая – полуфабрикаты разного качества, ценового сегмента, у каждого товара своя клиентура. Для тех же деловых женщин полуфабрикаты экономят время, потому что они не всегда успевают готовить. Полуфабрикаты закрывают потребность женщин в готовке пищи", - сказала спикер.

По мнению Мишуковой, гранты пора убирать, так как они приводят к иждивенческому настрою.

"В рамках программы "Одно село – один продукт" (ОСОП) я побывала в Кыргызстане, а также по другим проектам в Узбекистане, общалась с коллегами из Беларуси, России, была во Франции, Люксембурге. Нигде нет такого количества государственной поддержки бизнеса, как в Казахстане. Мы настолько избалованны грантами, дешевыми кредитами, что даже просто работать не хотим, хотим просто это получать", - посетовала она.

Она рассказала, как работает ОСОП в других странах ЦА.

"Как работает ОСОП в Кыргызстане. Женщины в сельской местности собирают одуванчики, варят варенье и экспортируют его в Японию. Или сушат ромашку и сдают как сырье для медпрепаратов. Без грантов и кредитов они занимаются предпринимательством. У нас же сразу хотят открыть цех. Говорю, прежде чем открыть цех, сначала изготовь немного продукции, раздай, посмотри, как отреагирует население, отдай под реализацию в ближайший магазинчик. Если продажи пойдут вверх, тогда можно задуматься о цехе. Сколько у нас таких неработающих объектов… Надо начинать с малого. Пробовать всё", - отметила Мишукова.

Кроме изучения рынка и спроса, нужно знать конкурентов, в лицо, узнать их минусы и обратить в свои плюсы.

На вопрос, сколько кызылординских предпринимательниц начали свое дело за счет своих средств или грантов/кредитов, ответил заместитель директора РПП "Атамекен" Кызылординской области Даурен Сейтжанов.

"Думаю, большинство начинали с грантов, в рамках программы "Бастау бизнес", которая начала работать в 2018 году. Благодаря обучению в рамках "Бастау бизнес" многие предпринимательницы начинали свое дело. Что обидно, к сожалению, многие использовали гранты не по целевому назначению. Тратили средства на покупку автомобилей, дорогостоящих смартфонов, проведение тоев. Если человек ставит целью – занятие предпринимательством, он должен целенаправленно идти к этой цели, добиваться успехов, расширяться, получить дополнительные средства", - сообщил спикер.

Продолжая разговор, Мишукова поделилась статистикой.

"Когда женщина приходит в бизнес? Свыше 70% женщин приходят в бизнес только в трудные моменты своей жизни, когда разводятся, теряют работу, вынужденно. И только 28% женщин по наследству, или хотят этим заниматься. Это очень печально. Также женщина не закрывает свой бизнес, потому что относится очень трепетно к своему, даже не прибыльному детищу. Мужчины более рациональны. Они могут закрыть, открыть следующее дело", - сказала она.

На вопрос, сколько кызылординок работают с корпоративными клиентами, ответил аналитик группы финансирования и развития малого и среднего бизнеса ЕБРР по южному региону Казахстана Мурат Наркулов.

"Когда идет речь о корпоративном секторе, у нас обычно самый крупный клиент – это "Самрук Казына" и другие. Также есть международные инвесторы, как ТШО и др. У нас в ЕБРР есть несколько инструментов. И один из них связан с подготовкой именно малых и средних предприятий в Казахстане, чтобы они соответствовали требованиям корпоративных закупщиков. Потому что у них есть очень много требований. Например, начиная от поставки пищи, и заканчивая какими-то химическими реагентами для нефтепродуктов. И так как у нас есть законодательство, где говорится о казахстанском содержании, сами предприятия с точки зрения социальной ответственности хотят привлечь именно местных предпринимателей в свои сферы закупок. Но вопрос всегда упирается в соответствие поставщиков в лице микро и малых предприятий требованиям корпоративного сектора. Одна из наших программ нацелена именно на повышение знаний, умений, в целом, уровня компетенции, чтобы они соответствовали требованиям. К сожалению, не владею данными о том, сколько предпринимательниц работают с корпоративными клиентами в регионе", - сообщил спикер.

На вопрос, насколько дружат местные предпринимательницы с соцсетями, Мишукова ответила, что "сарафанное радио" одно из самых эффективных инструментов маркетинга. 

"Город маленький, все друг друга знают", - подытожила она.

Читайте по теме:

96% начинающих кызылординских предпринимателей не получили гранты из-за неубедительных бизнес-планов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться