По крайней мере, так заявляют общественники из инициативной группы по легализации, которая действуют уже почти в каждом регионе Казахстана. Что на этот счет считают официальные госорганы и эксперты выяснял Atameken Business.
Дархан Абилов приехал специально в столицу из Актобе. В надежде доказать, что его иномарка японской сборки не распил, а безопасное средство передвижения. Но в АвтоЦОНе, ему заявили, что его автомобиль завезен, как автозапчасть. И якобы нужно проверить транспорт на соответствие требованиям безопасности.
"Я сам 12 лет проработал на СТО. Могу с уверенность сказать, что это отличный по техническим характеристикам автомобиль. Вполне комфортабельный и безопасный", - говорит автовладелец.
Несмотря на то, что МВД разрешила легализовать так называемые автоконструкторы, в ведомстве не назвали ни одного такого факта. Многие владельцы подобных автомобилей сетуют, что, по-прежнему, их транспорт не регистрируют. Так как единственный документ, имеющийся на руках – это страховка. А этот документ не является основанием легализации автомобиля.
"Регистрация автомобилей по страховым полисам недопустима, так как вопросы приобретения движимого имущества в собственность регламентируются гражданским законодательством", - отмечает и.о. председателя Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев.
Еркебулан Курбасов записал видеоролик, где в течение получаса, на реальных примерах показывает, что автоконструкторы, которые массово завезли казахстанцы – не распил и соответствуют всем требованиям легализации. По его данным, в Казахстане больше 100 тысяч автомобилей, которые казахстанцы завезли как автоконструкторы. Многие из них передвигались благодаря "страховке". Общественник требует сделать страховой полис, как правоустанавливающий документ при регистрации.
"Некоторые предложения мы предлагаем, а они говорят, что мы должны изучить. К сожалению, время идет, и мы боимся, что 6 месяцев не хватит. И мы как видим ход действия мы еще раз просим, чтобы еще на 6 месяцев продлили, чтобы вся эта легализация продлилась еще на целый год. Потому что не успеем", - отмечает представитель инициативной группы Еркебулан Кулбасов.
Похоже, автовладельцам все же придется ехать в ту страну, в которой "прописан" их автомобиль. Решить вопрос дистанционно и снять с учета иностранный автомобиль по запросу не получится. Так заявили в МВД. Единственный выход – найти время и деньги и отправится в дальний путь. Ну, а там, по месту последней регистрации, пройти все необходимые законные процедуры.
"Официальные органы Кыргызстана и Армении предоставили ответы о невозможности снятия с учета автомобилей в дистанционном формате, необходимо личное присутствие владельца или представителя владельца в регистрационном органе. Мы не можем нарушать эти требования", - поделился Кайсар Султанбаев.
Ввести в легальное поле автомобили с иностранным учетом позволит взять под контроль так называемый "серый" поток транспорта, который находится "в воздухе", считает автоэксперт Артур Мискарян. Многие годы власти просто игнорировали этот вопрос, а некоторые владельцы таких авто пользовались этой ситуацией и нарушали закон. После того, как процесс станет прозрачным – казна пополнится дополнительными налогами, говорит эксперт.
"После того как часть этих автомобилей будет легализована эта проблема будет решена. Почему? Потому что зарегистрированный автомобиль – это зарегистрированный автомобиль. И его можно отследить, кто хозяин, и кто должен нести ответственность", -констатирует генеральный директор Агентства мониторинга и анализа авторынка Артур Мискарян.
Между тем, просьбы общественников продлить государственную акцию в МВД услышали. Но в тоже время заявили, что разовая легализация продлится столько, сколько было объявлено ранее – до 1 июля. В ведомстве опасаются, что та мера, которую предлагают автовладельцы, повлечет новую волну неконтролируемого ввоза нелегальных автомобилей.