"Программы лизинга для физических лиц есть в России, Белоруссии. В Белоруссии, например, когда вводили закон о лизинге, сразу же прописали возможности использования этой финансовой услуги для физических лиц. У нас же желающим приходиться ухищряться – создать ИП. А потом человек, как индивидуальный предприниматель, должен будет уплачивать налоги. Если же лизинговая компания просто выдаст деньги физлицу, это будет нарушением закона", – говорит председатель правления ForteLeasing Талап Рахманов.
По его мнению, такой инструмент как лизинг было бы удобно использовать тем, кто покупает транспортное средство для собственных нужд или, например, для работы в качестве таксиста. Человек покупает автомобиль, использует его, "отбивает" вложенные деньги в течение определенного срока, автомобиль устаревает, он его продает и покупает новое авто.
В компании уверены, что инструмент пользовался бы популярностью у физических лиц. "Если бы появилась законодательная возможность лизинговым компаниям кредитовать физические лица, их доля в портфеле могла бы достигать 30%, и на 70% портфель состоял бы из кредитов юридическим лицам", – дает оценку руководитель направления бизнес-продаж ForteLeasing Бауыржан Сагиндыков.
Такие пропорции, считает он, возможны исходя из прироста автопрома в Казахстане. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2018 году официальные дилеры продали почти 61 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд тенге (плюс 24% по отношению к 2017 году). При этом казахстанские предприятия выпустили в прошлом году 32,3 тыс. единиц техники (включая легковые, грузовые автомобили, автобусы, специальную технику, трейлеры и полуприцепы) на общую сумму 205,95 млрд тенге (плюс 38% к прошлому году).
Вместе с тем лизинговые компании сталкиваются с проблемой дорого фондирования, что пока не позволяет снижать процентные ставки для лизингополучателей.
"Нацбанк не регулирует рынок лизинга, наш "регулятор" – закон о лизинге. Может быть, лизинговым компаниям и легче без надзорного и регулирующего органа. Но с другой стороны, имея материнскую компанию – банк в нашем случае, – мы не можем получить от него льготное фондирование, поскольку Нацбанк, регулирующий банки, не позволяет БВУ кредитовать связанные компании на таких условиях", – поясняет Талап Рахманов.
В других банках, по его словам, требуют либо залог, либо гарантию материнской компании. Лизинговые компании предлагают в качестве залога свой ссудный портфель, по закону это не запрещается, однако финансовые институты неохотно имеют дело с такими залогами.
Лизинговые компании вынуждены фондироваться под "тяжелый" процент, что в итоге сказывается на проценте для лизингополучателей. В настоящее время "общепринятая" на рынке процентная ставка для юридических компаний – лизингополучателей составляет 16%.
"Процентная ставка по специальной программе, разработанной для рынка лизинга по типу "7-20-25", для физических лиц могла бы быть меньше 16% – на уровне 10-11%. А в случае с приобретением в лизинг транспортных средств отечественной сборки – еще меньше, поскольку исчезает 12% НДС", – говорит Талап Рахманов.
В 2018 году, по оценкам компании, объем рынка лизинга в Казахстане составил 547 млрд тенге, резко увеличившись по сравнению с 2017 годом – тогда он составлял 342 млрд тенге.
Три крупных компании созданы с участием государства, это "БРК-Лизинг", "КазАгроФинанс" и "КазМедТех". Сегодня они занимают около 91-92% рынка, соответственно, 8-9% приходится на остальных участников. Остальные участники – это частные компании, девять из них имеют банковское участие. В целом же на рынке действует 21 компания.
Елена Тумашова