/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Лизинг для физических лиц мог бы стать альтернативой автокредитованию

Лизинг для физических лиц мог бы стать альтернативой автокредитованию

Разрешить на законодательном уровне лизинг для физических лиц и запустить государственную программу для лизингополучателей по аналогии с программой ипотечного кредитования «7-20-25» – и для юридических, и для физических лиц, предлагают представители лизинговой компании.

03 Апрель 2019 18:41 1032

Лизинг для физических лиц мог бы стать альтернативой автокредитованию

«Программы лизинга для физических лиц есть в России, Белоруссии. В Белоруссии, например, когда вводили закон о лизинге, сразу же прописали возможности использования этой финансовой услуги для физических лиц. У нас же желающим приходиться ухищряться – создать ИП. А потом человек, как индивидуальный предприниматель, должен будет уплачивать налоги. Если же лизинговая компания просто выдаст деньги физлицу, это будет нарушением закона», – говорит председатель правления ForteLeasing Талап Рахманов.

По его мнению, такой инструмент как лизинг было бы удобно использовать тем, кто покупает транспортное средство для собственных нужд или, например, для работы в качестве таксиста. Человек покупает автомобиль, использует его, «отбивает» вложенные деньги в течение определенного срока, автомобиль устаревает, он его продает и покупает новое авто.

В компании уверены, что инструмент пользовался бы популярностью у физических лиц. «Если бы появилась законодательная возможность лизинговым компаниям кредитовать физические лица, их доля в портфеле могла бы достигать 30%, и на 70% портфель состоял бы из кредитов юридическим лицам», – дает оценку руководитель направления бизнес-продаж ForteLeasing Бауыржан Сагиндыков.

Такие пропорции, считает он, возможны исходя из прироста автопрома в Казахстане. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2018 году официальные дилеры продали почти 61 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд тенге (плюс 24% по отношению к 2017 году). При этом казахстанские предприятия выпустили в прошлом году 32,3 тыс. единиц техники (включая легковые, грузовые автомобили, автобусы, специальную технику, трейлеры и полуприцепы) на общую сумму 205,95 млрд тенге (плюс 38% к прошлому году).

Вместе с тем лизинговые компании сталкиваются с проблемой дорого фондирования, что пока не позволяет снижать процентные ставки для лизингополучателей.

«Нацбанк не регулирует рынок лизинга, наш «регулятор» – закон о лизинге. Может быть, лизинговым компаниям и легче без надзорного и регулирующего органа. Но с другой стороны, имея материнскую компанию – банк в нашем случае, – мы не можем получить от него льготное фондирование, поскольку Нацбанк, регулирующий банки, не позволяет БВУ кредитовать связанные компании на таких условиях», – поясняет Талап Рахманов.

В других банках, по его словам, требуют либо залог, либо гарантию материнской компании. Лизинговые компании предлагают в качестве залога свой ссудный портфель, по закону это не запрещается, однако финансовые институты неохотно имеют дело с такими залогами.

Лизинговые компании вынуждены фондироваться под «тяжелый» процент, что в итоге сказывается на проценте для лизингополучателей. В настоящее время «общепринятая» на рынке процентная ставка для юридических компаний – лизингополучателей составляет 16%.

«Процентная ставка по специальной программе, разработанной для рынка лизинга по типу «7-20-25», для физических лиц могла бы быть меньше 16% – на уровне 10-11%. А в случае с приобретением в лизинг транспортных средств отечественной сборки – еще меньше, поскольку исчезает 12% НДС», – говорит Талап Рахманов.

В 2018 году, по оценкам компании, объем рынка лизинга в Казахстане составил 547 млрд тенге, резко увеличившись по сравнению с 2017 годом – тогда он составлял 342 млрд тенге.

Три крупных компании созданы с участием государства, это «БРК-Лизинг», «КазАгроФинанс» и «КазМедТех». Сегодня они занимают около 91-92% рынка, соответственно, 8-9% приходится на остальных участников. Остальные участники – это частные компании, девять из них имеют банковское участие. В целом же на рынке действует 21 компания.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Правительство РК выделило 10 млрд тенге на льготное автокредитование и лизинг

Правительством Казахстана принято решение о выделении очередного транша в размере 8 млрд тенге на финансирование госпрограммы льготного автокредитования и 2 млрд тенге на финансирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приобретающих в лизинг автомобили и автотехнику специального назначения.  

06 Май 2019 12:55 669

Правительство РК выделило 10 млрд тенге на льготное автокредитование и лизинг

"Финансирование программы льготного автокредитования имеет "револьверный" характер – платежи от погашения действующих кредитов вновь направляются на автокредитование", – говорится в сообщении Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Всего в рамках трех выделенных траншей по программе льготного автокредитования банкам второго уровня на возвратной основе было перечислено 34 млрд тенге.

Согласно условиям кредитования физических лиц на покупку автомобилей отечественного производства эффективная ставка по кредиту, включая затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта, не должна превышать 7,5% годовых; срок кредитования – до семи лет; валюта займа – тенге; стоимость автомобиля — не более 15 млн тенге.

Акишев предложил программу по автокредитованию для населения

Нацбанк готов финансировать программу по автокредитованию, заявил глава Нацбанка Данияр Акишев.    

30 Январь 2019 11:48 690

Акишев предложил программу по автокредитованию для населения

«Нурсултан Абишевич, мы в прошлом году запустили программу «7-20-25», мы видим, что она работает, и что мы предлагаем сделать для расширения кредитования? В 2019 году Нацбанк готов оперативно разработать и финансировать программу кредитования для приобретения гражданами Казахстана  автомобилей отечественного производства», – сказал Данияр Акишев на заседании правительства с участием президента.

По его словам, программа будет выстроена на рыночных принципах, через банки, с механизмом секьюритизации кредитов по примеру программы «7-20-25» и на базе ее инфраструктуры. 

«Мы считаем, что автомобилестроение, как и строительство, это капиталоемкая отрасль с высокими технологиями, которая имеет большой мультипликативный эффект для экономики», – добавил он.

Айгуль Тулекбаева 

Подписка на новости: