Правительство объявило о запуске новой программы, которая, по словам чиновников, должна сделать автомобиль не роскошью, а доступным средством передвижения. Однако эксперты предупреждают: за внешней выгодой могут скрываться дополнительные расходы. Насколько реально этот механизм поможет казахстанцам? И чем отличается от действующих автокредитов — подробнее расскажет Atameken Business.
Программу лизинга для физических лиц правительство рассматривает как новый инструмент поддержки внутреннего рынка. Инициатива должна поддержать автопром и повысить спрос на автомобили местной сборки. До сих пор лизинг в Казахстане был доступен только бизнесу — в основном для сельхозтехники и оборудования. Теперь эту практику, хотя распространить и на простых казахстанцев. Но теперь уже на покупку легкового транспорта.
"Данный инструмент предполагает право аренды автомобиля на долгосрочный период с последующим выкупом. В целом мы сейчас по стране видим спрос на новые автомобили. К примеру, только за сентябрь было продано свыше 18 тысяч автомобилей. Если брать статистику, то данный показатель превышает 160 тысяч", - говорит министр промышленности и строительства РК Ерсайын Нагаспаев.
Программа разрабатывается совместно с банками второго уровня и отечественными автопроизводителями. Условия пока не раскрывают, но ожидается, что ставка будет ниже рыночной. Законопроект обсуждается в Мажилисе почти год. Однако правила игры и главные акценты в нем все еще не расставлены. Конкретика появится после согласования с госорганами.
"Если заключение по лизингу будет одобрено без влияния банковского и микрофинансового лобби, он станет реальной альтернативой автокредиту — доступной и выгодной. Но основная цель состоит в том, чтобы составить конкуренцию автокредиту и снизить основной процент, ставку", - отмечает депутат мажилиса парламента РК Олжас Куспеков.
При этом техника остаётся в залоге у компании до полного выкупа, предупреждают эксперты. Более того, итоговая стоимость автомобиля может оказаться выше, чем при покупке техники в кредит. Ведь всё это время машина фактически находится в аренде. А при просрочках платежей транспорт и вовсе могут изъять.
"Когда у нас ставки будут, как в Евросоюзе формироваться? Проблем нет. У нас все будут ездить на новых авто. Но пока у нас ставки кредитования взяты неизвестно откуда, ну, будут такие льготы банкирам. Если бы хотели гражданам льготу оказать, то бы отменили первичку утильсбор. И люди без всяких кредитов купили бы новые автомобили, в том числе казахстанской сборки", - считает экономист Марат Абдурахманов.
На Западе лизинг давно стал привычной формой владения автомобилем — там ставки по займам не превышают 3%, а расходы можно вычитать из налогооблагаемого дохода, утверждают эксперты. Более того, чем выкупать полностью автомобиль, там выгоднее взять в лизинг новую технику. В Казахстане же главный вопрос остаётся открытым — действительно ли новая программа будет выгодна простым гражданам. Ответ станет ясен, когда правительство озвучит окончательные условия предлагаемого лизинга.
Читайте по теме:
Объем удешевленного ипотечного кредитования для казахстанцев увеличат вдвое