Корреспондент Kazpravda.kz в рамках пресс-тура ознакомился с работой крупных транспортных узлов и морских портов КНР, участвующих в формировании трансконтинентального евразийского транспортного коридора и программе "Один пояс. Один путь".
Крайняя восточная точка трансконтинентального коридора – порт Ляньюньган. Он объединяет три крупных логистических сектора. Первый – железнодорожный, куда приходят контейнерные поезда от границы с Казахстаном через территорию Китая.
Второй крупный сектор – морской порт, самый восточный на новом Шелковом пути. Отсюда контейнерные суда в разные страны отправляются по 60 направлениям, грузооборот порта достигает 200 млн тонн в год.
Третья часть порта – зона обработки грузов. Здесь же размещен казахстанско-китайский совместный терминал общей площадью около 220 тыс. квадратных метров. За три года (совместный терминал запущен в июле 2014 года) объем экспорта и импорта уже превысил 8 млн тонн. Объем контейнерных обработок – более 500 тыс контейнеров.
Отсюда еженедельно отправляется 10 контейнерных поездов до Астаны, Алматы, Ташкента и далее в страны Центральной Азии и Турцию. Путь от Ляньюньгана до Стамбула занимает 15 дней.
Особенный интерес для казахстанских логистических компаний представляет электронная система обработки грузов в терминале, позволяющая отследить путь каждого контейнера через интернет. Это китайская разработка, созданная специально для терминала в Ляньюньгане.
В ближайшее время компания-оператор порта направит своих специалистов в Казахстан, чтобы установить подобную систему в крупных логистических терминалах на маршруте нового Шелкового пути. В дальнейшем компоненты системы будут интегрированы между собой, чтобы отслеживать контейнеры на всем пути по евразийскому трансконтинентальному коридору.
Две ключевые точки на маршруте нового Шелкового пути – в провинции Чжэцзян. Она известна не только шелком и чаем. Здесь расположен крупный "сухой порт" города Иу. Сейчас построена и запущена только первая очередь, позволяющая обрабатывать 400 тыс стандартных контейнеров в год.
Морской порт Нинбо-Чжоушань в Чжэцзяне – крупнейший в Китае по объемам перевалки грузов.
В порту располагается нефтяной терминал для судов водоизмещением 250 тыс тонн, а также причал для погрузки железной руды для судов водоизмещением более 200 тыс тонн. Всего здесь 39 глубоководных причалов. В порт прибывает до 300 контейнеровозов в месяц из разных стран мира.
Еще один выход в море с нового Шелкового пути – международный порт Циндао, седьмой в мире по объемам обработки грузов. Здесь за прошлый год грузооборот превысил 500 млн тонн.
Порт Циндао уникален своей полностью автоматизированной "умной пристанью", позволяющей вести разгрузку контейнеров, распределение их на хранение и загрузку на суда без участия людей.
Всеми процессами дистанционно управляет компьютерная система, работу которой контролируют несколько операторов. Эту технологию китайские специалисты также планируют передать в Казахстан.
Циндао имеет торговые связи с 700 портами 180 стран мира. Активно развиваются связи между портом и странами Центральной Азии. Только за первое полугодие 2017 года международный транзит от порта Циндао до стран ЦА превысил 9 тыс стандартных грузовых контейнеров. В рамках реализации программ развития нового Шелкового пути этот порт также становится доступным для казахстанских экспортеров.