/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Машиностроение в Казахстане: рынок нуждается в импортозамещении

Машиностроение в Казахстане: рынок нуждается в импортозамещении

60% субсидий пришлось на завезенную технику.  

03 Июнь 2020 10:33 323

Машиностроение в Казахстане: рынок нуждается в импортозамещении

В то же время казахстанские производители стараются удержать позитивную динамику выпуска сельскохозяйственной техники даже в период пандемии и мирового кризиса, сообщает energyprom.kz.

В I квартале текущего года в стране произвели 243 трактора для сельского и лесного хозяйства (против 136 годом ранее), 145 машин для подготовки и культивации почвы (против 151 годом ранее) и 21 комбайн. Кроме того, было выпущено частей сельхозмашин и оказано услуг в сегменте их производства на 304,5 млн тг (против всего 240,6 млн тг годом ранее). Таким образом, несмотря на ЧП в Казахстане в связи с пандемией COVID-19, производство по основным категориям или в заметном плюсе, или в незначительном минусе относительно прошлогодних показателей.

В целом за прошлые годы казахстанское сельхозмашиностроение заметно расширило продуктовую линейку. Так, в 2018-2019 годах в РК появились новые производства. например начат выпуск тракторов «Кировец» (2019 год), Lovol и Bühler (2018 год), запланирован выпуск комбайнов Claas (был подписан меморандум об открытии производства в СКО) и т. д.

При подобном достаточно позитивном раскладе в секторе есть и свои сложности. Сравнительно молодому казахстанскому производству сельхозтехники сложно конкурировать с импортом, заручившимся господдержкой со стороны профильного министерства страны.

Разберем на примере белорусского «МТЗ-Холдинг», включающего, в первую очередь, Минский тракторный завод, который произвел в 2019 году почти 40 тысяч тракторов, причем около 33 тысяч ушло на экспорт — в том числе и в Казахстан. «МТЗ-Холдинг» пользуется в Беларуси поддержкой множества программ. Например, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» выделил тракторному заводу 30,8 млн белорусских рублей (по текущему курсу — 12,8 млн долл. США) на модернизацию в рамках Государственной программы развития машиностроительного комплекса РБ на 2017-2020 годы.

А далее белорусские тракторы, как и вся прочая импортная техника, включая и самые дорогие зарубежные бренды (например, Claas или John Deer), пользуются господдержкой еще и со стороны Казахстана. Так, ключевая в Казахстане компания, отвечающая за лизинг и субсидии в сфере сельхозтехники, АО «КазАгроФинанс», субсидирует аграриям покупку любой сельхозтехники, включая импортную, на одинаковых условиях. Отдельно заметим: средства субсидий — до 25% от стоимости техники и оборудования — в РК выделяются субъектам АПК, в виде возмещения инвестиционных вложений, а не напрямую производителям сельскохозяйственной техники, как, например, в России и прочих странах СНГ и мира.

В результате подобной стратегии, как мы уже писали, 60% субсидий в денежном выражении в 2019 году, по данным МСХ РК, ушло на импортную технику, что делает импорт в секторе более простым и привлекательным, чем реальное развитие местного производства. В то же время в самом Казахстане линейки по производству тракторов «Беларус» сегодня есть сразу у трех компаний. При этом за весь прошлый год в целом в стране выпустили лишь 897 тракторов всех брендов. То есть на каждое отдельно взятое производство непосредственно тракторов «Беларус» приходится совсем незначительное количество машин, что ожидаемо в условиях давления импорта, пользующего двойной поддержкой. По факту рынок страны по-прежнему принадлежит импортерам.

Также можно наглядно сравнить ситуацию с соседней РФ. В России «Программа 1432» субсидирования от МСХ РФ предусматривает исключительно поддержку российских компаний, средства направляются производителям сельхозтехники, зарегистрированным на территории РФ более трех лет и имеющим полный цикл производства, а также дилерскую и сервисную сеть не менее чем в 40 регионах страны. В результате в 2013 году таких предприятий-производителей было 16, а уже в 2018-м — сразу свыше 70 в 37 субъектах РФ. Причем эти производства работают не «на бумаге»: в 2019 году в список производителей техники и оборудования, реально работающих по программе, входили уже 73 российских предприятия.

11 мая текущего года глава государства Касым-Жомарт Токаев на заключительном заседании государственной комиссии по ЧП упомянул о важности локализации производства в РК.

«Максимальное использование отечественных материалов и оборудования будет зафиксировано как приоритетное условие развития бизнеса. По инфраструктурным программам предстоит повысить текущий уровень локализации с 40% до 60-70%», — отметил президент. В своем выступлении Токаев также отметил возможность появления в Казахстане фонда промышленности, а уже 19 мая министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил о запуске работ по его созданию.

Если фонд на деле справится со своей миссией стимулирования развития отечественных производств, это может вывести сельскохозяйственную отрасль РК на достойный уровень. В обратном случае ключевой для развития АПК РК сегмент рискует остаться зависимым от внешних факторов: курса доллара, иностранных компаний и импортёров.

Проект комплексного плана развития машиностроения требует скорейшего принятия в РК

К такому выводу пришли на заседании комитета машиностроения и металлообработки президиума НПП РК «Атамекен» под председательством депутата мажилиса Парламента РК Мейрама Пшембаева, при участии заместителя председателя правления Нацпалаты Куаныша Бишимова, представителей госорганов и бизнес-сообщества.

02 Ноябрь 2018 15:46 910

Проект комплексного плана развития машиностроения требует скорейшего принятия в РК

Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен». Куаныш Бишимов отметил, что недофинансирование машиностроения тормозит развитие экономики в целом.

«Для комплексного плана ежегодно нужно не менее 500 миллиардов тенге. Это позволит за пять лет в три раза увеличить объём производства в машиностроении почти до трёх триллионов тенге в год. Только тогда можно будет говорить об эффективном развитии», – заявил Куаныш Бишимов, слова которого приводятся в информации.

В ходе состоявшегося в сентябре VI Форума машиностроителей Казахстана комплексный план был широко обсуждён в кругу более 1000 отраслевых экспертов. Выработано более 100 рекомендаций по дополнению проекта, в том числе: меры финансовой поддержки (упрощение лизинга, венчурное финансирование стартапов), налоговые льготы (дифференцированные налоговые ставки, обнуление НДС, освобождение от таможенных пошлин при импорте оборудования), развитие базовых отраслей и науки (создание Фонда развития промышленности, целевое финансирование создания базовых предприятий по выпуску поковок и литья, организация республиканского Конструкторского бюро машиностроения), меры по стимулированию спроса и продвижению экспорта (увеличение компенсации затрат на сертификацию в стране назначения, увеличение объёмов экспортного кредитования, снижение экспортных пошлин, изменение правил закупок).

По мнению генерального директора АЗТМ Жетписбая Едигенова, нужно акцентировать внимание на предоставлении льготных тарифов естественных монополий для предприятий отрасли.

«НПП «Атамекен» держит вопросы тарифообразования на постоянном контроле и готовит свой пакет предложений. Нужно тщательно проработать вопрос восстановления трёхзонного тарифа на электроэнергию», – поддержал Куаныш Бишимов.

«Мы первыми из отраслей обрабатывающей промышленности разработали комплексный план. Он будет внесён в ближайшее время в МИР РК и далее на рассмотрение комиссии по промышленному развитию правительства», – подытожил Мейрам Пшембаев.

Поддержку комитета также получило предложение Союза производителей автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» по повышению локализации.

«Для углубления локализации мы предлагаем ввести режим промышленной сборки для комплектующих автомобильной и сельскохозяйственной техники с освобождением от НДС при их реализации», – председатель правления «КазАвтоПрома» Серик Рахимов.

Предложения по расширению перечня продукции для уплаты утилизационного сбора вызвали острую дискуссию. Представители ТОО «Оператор РОП», ответственного за организацию системы утилизации, указывают на сложность учёта, например сельскохозяйственной техники по сравнению с автотранспортом.

«Почему бы не внедрить учёт через спецЦОНы? Вам нужно внимательно этот вопрос изучить, вместе проработать. Через неделю предлагаю вернуться к вопросу, чтобы потом в Парламенте наши поправки не возвращали на доработку», – резюмировал председатель комитета машиностроения и металлообработки президиума НПП РК «Атамекен» Мейрам Пшембаев.

Заместитель председателя комитета Павел Беклемишев представил инициативу создания отраслевых советов по машиностроению при региональных палатах предпринимателей.

«Необходимы дальнейшие шаги по консолидации отечественного машиностроения. Отраслевые советы должны играть важную роль в региональном развитии отрасли и в то же время должны обеспечить систематизацию и консолидацию деятельности на уровне республики. Создание возможно на основе действующей системы региональных представителей Союза машиностроителей Казахстана», – заявил Павел Беклемишев.

Члены комитета поддержали необходимость создания отраслевых советов при РПП регионов с наиболее развитым машиностроением (Карагандинская, Павлодарская области, ВКО, г. Алматы).

Не остался в стороне и вопрос кадрового потенциала отрасли. Заместитель директора департамента развития человеческого капитала Национальной палаты Лязат Шонаева представила разработанные университетом «Туран-Профи» совместно с Карагандинским машиностроительным консорциумом профессиональные стандарты в области 3d-технологий.

Члены комитета единодушны в важности и необходимости этой работы.

«Эти профессиональные стандарты – «первенцы» в нашей отрасли, поэтому необходимо ещё раз дополнительно согласовать их с заинтересованными предприятиями», – выразил общую точку зрения членов комитета Мейрам Пшембаев.

Машиностроительные предприятия в РК активно вовлечены в процесс локализации – Куаныш Бишимов

В Астане состоялся VI Форум машиностроителей Казахстана.

21 Сентябрь 2018 09:39 766

Машиностроительные предприятия в РК активно вовлечены в процесс локализации – Куаныш Бишимов

Фото: atameken.kz

В первый день форума в рамках семи секций были обсуждены вопросы развития секторов отечественного машиностроения. Отдельная секция была посвящена нефтегазовому машиностроению, модератором которой выступил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Куаныш Бишимов.

Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

Организаторами форума выступили Министерство по инвестициям и развитию РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке НПП РК «Атамекен» и АО ФНБ «Самрук-Казына».

«Атамекен» с самого своего основания вовлечён в вопросы развития нефтегазового машиностроения, о чём в приветственном слове отметил Куаныш Бишимов.

«Развитию данной отрасли способствует пристальное внимание государственных органов в лице Министерства энергетики и по инвестициям и развитию, национальных компаний и наших крупных зарубежных партнёров. Мы видим динамику развития отрасли в целом», – сказал член правления.

Впервые отрасль по итогам 2017 года добилась объёма производства порядка 1 трлн тенге. Куаныш Бишимов отметил, что это хороший толчок для дальнейшего развития машиностроения в Казахстане.

«Отрадно, что большое внимание уделяется местному содержанию. Это говорит о том, что наши предприятия сегодня активно вовлечены в процесс локализации. Созданы десятки новых предприятий, как отечественных, так и с долей иностранных инвестиций. Импорт машиностроительной продукции в 2017 году составил почти 11 миллиардов долларов, из них 10 процентов приходится на нефтегазовое машиностроение. Это потенциал для развития», – отметил Куаныш Бишимов.

«Атамекен» активно вовлечён в деятельность по развитию отечественных товаропроизводителей, повышению их конкуренции. Данный вектор выдерживается при рассмотрении проектов нормативно-правовых актов и при обсуждении проблемных вопросов.

В течение двух дней участники форума обсудят проблемы машиностроения. Сегодня отрасль сталкивается с рядом проблем, например техническая модернизация, вопросы сертификации, участие в закупках, совершенствование нормативно-правовых актов. Главным вопросом остаётся, как развивать отрасль машиностроения, что нужно сделать для увеличения объёма отечественного производства.

В рамках работы форума будет презентован проект комплексного плана развития отрасли машиностроения Казахстана на 2019-2030 годы.