Массовых сокращений в КТЖ не планируется

1221

Оптимизация численности в компании и реальное сокращение работников далеко  не одно и то же.

Массовых сокращений в КТЖ не планируется

В последнее время в некоторых телеграм-блогах и мессенджерах распространяется информация о массовых сокращениях в АО "НК "ҚТЖ".

В связи с этим пресс-служба компании дать следующие разъяснения.

Сама оптимизация продиктована тремя основными факторами.

Во-первых, это низкая производительность труда по сравнению с аналогичными железнодорожными компаниями. Например, по сравнению с РЖД производительность ниже в два раза, а с североамериканскими железнодорожными компаниями (САЖД) и China Railways отставание еще больше. Если сравнивать по количеству работников на 1 км эксплуатационного пути с РЖД, то показатель АО "НК "ҚТЖ"  сопоставим, но на 28% ниже чем в Deutsche Bahn, а по сравнению с САЖД отстает в разы. Что касается технических и технологических показателей, то, к примеру, в РЖД гарантийные "плечи" следования вагонов для груженных маршрутов на сегодняшний день составляют 2 200 километров, а в АО "НК "ҚТЖ" этот показатель не превышает 215 километров.

Во-вторых, в САЖД вся структура выстроена с учетом фокуса на развитие основных доходных бизнес-направлений. Вся остальная вспомогательная деятельность (автотранспорт, уборка, содержание зданий и другая) обеспечивается силами специализированных подрядных компаний. В АО "НК "ҚТЖ", например, в собственности находится 3111 единиц автотранспорта и спецтехники, 514 гаражей с высокой долей износа. Эксплуатационные затраты составляют более 6 млрд тенге и ежегодно растут из-за повышения заработных плат, роста цен на топливо, комплектующих и содержания транспортного хозяйства. При ежегодной высокой доле износа и списания техники необходимы значительные капитальные вложения. Поэтому более эффективным будет привлекать данные услуги с рынка.

В-третьих, АО "НК "ҚТЖ" внедряет новые технологии, которые заменят ручной труд. Например, проект "Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ "Магистраль" позволит отойти от устаревших, малоэффективных съемных двухниточных дефектоскопных тележек без регистраторов в сторону автоматизации. Проект "Внедрение безбумажной технологии оформления перевозочных документов" позволяет клиентам оформлять перевозки грузов электронно с любого удобного места. В результате значительно сократился срок подачи заявок на переадресовку – с двух дней до одного часа, а также процесс планирования – с 11 часов до пяти минут. Минимизирован прямой контакт клиентов с работниками станции, и, как следствие, сократились жалобы клиентов на поборы, а также уменьшились ошибки и опечатки при оформлении.

В первую очередь нужно отметить, что объем потенциальных сокращений полностью перекрывается объемом внешнего найма – в течение последних  трех лет  АО "НК "ҚТЖ" нанимало с рынка более 12 тысяч людей ежегодно. 

В данный момент объявлен мораторий на внешний наем и запущены программы подготовки и переподготовки персонала на ряд самых востребованных профессий (монтеры, бригадиры, проводники и другие).

Для обеспечения системного подхода и создания альтернативных условий работникам, чьи рабочие места подпадают под оптимизацию, принята комплексная программа мягкого высвобождения персонала, в приоритете которой обеспечение занятости как внутри КТЖ, так и у сторонних организаций.

К примеру, высвобождаемым работникам АО "Военизированная железнодорожная охрана" предлагались вакансии внутри группы компаний  ҚТЖ. Таким образом было трудоустроено 620 работников.

Что касается вывода непрофильных функций в аутсорсинг в целом, перед потенциальными поставщиками ставится обязательное условие о трудоустройстве всех желающих работников КТЖ, задействоанных на этих участках. Такой механизм уже применен при выводе в аутсорсинг следующих видов деятельностей: обеспечение автотранспортом, содержание и техническое обслуживание парка грузовых вагонов, почтовая корреспонденция, услуги по предоставлению мест отдыха для локомотивных бригад.

В рамках каждого отдельного проекта работникам предлагается несколько вариантов: трудоустройство на другие должности, компенсации, ранний выход на пенсию (если применимо). Особо нужно подчеркнуть, что все предлагаемые меры согласовываются и прорабатываются с профсоюзом железнодорожников.

Важным аспектом является то, что оптимизация штата дает возможность повысить оплату труда в пределах существующих фондов заработных плат. В текущих финансовых услових других источников повышения заработных плат у АО "НК "ҚТЖ" нет. Средняя заработная плата работников национальной железнодорожной компании отстает от среднереспубликанской по отрасли "промышленность" на 20%, от РЖД – на 40%. До 2024 года за счет программы мягкого высвобождения персонала заработная плата работников АО "НК "КТЖ" вырастет минимум на 35%. За счет созданных резервов в 2019 году был обеспечен рост заработной платы на 5% с 1 января 2020 года, внедрены такие инструменты премирования за КТУ (коэффициент трудового участия) для монтеров путей, премирования за отраслевые соревнование и другие.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться