Как указывается в заключении комитета по финансам и бюджету мажилиса, основной целью проекта является выработка концептуальных подходов по разделению регуляторных, контрольных и надзорных функций за финансовым рынком, ограничению рисков потребительского кредитования, пишет Интерфакс-Казахстан.
Ранее сообщалось, что законопроектом функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей предлагается передать в новый государственный орган, непосредственно подотчетный Президенту Казахстана, Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков.
Данная мера необходима для того, чтобы Нацбанк мог "сконцентрироваться на эффективности денежно-кредитной политики и реализации мер по контролю за инфляцией".
"Деятельность Национального банка и агентства будет тщательным образом скоординирована, в том числе путем взаимного представительства в органах управления. Агентство будет финансироваться за счет республиканского бюджета. Система оплаты труда будет утверждаться Правительством Республики Казахстан, а статус служащих будет аналогичен статусу служащих Национального банка", – сообщал ранее заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков.
По мнению Нацбанка, это обеспечит возможность оперативного отбора высококвалифицированного персонала с установлением конкурентоспособного уровня оплаты труда.
В целях обеспечения финансовой стабильности Национальный банк и агентство будут осуществлять взаимодействие в рамках деятельности Совета по финансовой стабильности.
Предварительному рассмотрению советом в обязательном порядке будут подлежать вопросы, связанные с принятием мер макропруденциальной политики для снижения системных рисков, антикризисных мер, а также мер по урегулированию либо государственной поддержке системно значимых банков.
"Функции по регулированию и надзору за финансовыми рынками в целом будут закреплены за агентством. За Национальным банком сохранятся функции регулирования и надзора в отношении платежных организаций, небанковских обменных пунктов, инкассаторских компаний", – отмечал зампред.
В целях исключения дублирования и снижения нагрузки на финансовый сектор будет создана единая база статистической и регуляторной информации с равным доступом для Национального банка Казахстана и агентства.
Второе направление законопроекта – это устранение регуляторного арбитража и системных проблем на рынке потребительского кредитования.
"В целях недопущения неконтролируемого роста долговой нагрузки населения требуется ввести соответствующие инструменты регулирования и надзора в отношении всех субъектов кредитования", – информировал Смоляков.
По данным Нацбанка, на сегодня потребительские займы имеют порядка 5 млн человек. Их общая задолженность превышает 4 трлн тенге. Задолженность каждого заемщика в среднем составляет 800 тыс. тенге. Наиболее активный прирост портфеля потребительских кредитов наблюдается в нерегулируемом секторе – это онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды. В то же время увеличивается закредитованность граждан, нарушаются интересы заемщиков со стороны нерегулируемых субъектов, безответственно кредитуются социально уязвимые слои населения.
"Для решения указанных проблем предлагается расширить периметр регулирования надзорного органа, включив в него всех субъектов кредитования. Предлагаемые подходы предусматривают введение дифференцированной системы регулирования небанковских кредитных организаций", – отмечал Смоляков.
Любая деятельность по предоставлению займов гражданам Казахстана будет полностью под регулированием нового надзорного органа. Кредитная деятельность кредитных товариществ, ломбардов, микрофинансовых организаций (в том числе онлайн-кредиторов) будет определена как микрофинансовая деятельность на базе действующего Закона "О микрофинасовых организациях".
По мнению разработчиков, проект закона не предполагает изменение существующей бизнес-модели каждого из указанных субъектов, а только вводит требования в зависимости от рисков, присущих конкретному виду деятельности.
Местом дислокации нового агентства будет Алматы.
Ранее в Казахстане функционировало Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). В апреле 2011 года оно было упразднено, функции и полномочия госагентства были переданы Нацбанку.