Мажилисмен отметил неэффективность мер налогового администрирования в РК

868

Никто не может обосновать необходимость и эффективность налоговых льгот. 

Мажилисмен отметил неэффективность мер налогового администрирования в РК  Фото: inbusiness.kz

По словам мажилисмена Уласбека Садибекова, зависимость республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда сохраняется, передает inbusiness.kz.                  

"Еще одним серьезным и нерешенным вопросом со стороны правительства остается наличие большого количества налоговых льгот. По оценке Высшей аудиторской палаты, за 2018-2021 годы бюджет недополучил свыше 30 триллионов тенге. На фоне слабой регулирующей нормативно-правовой базы, хочу отметить неэффективность принимаемых мер налогового администрирования. Иначе говоря, налоговые льготы есть, а оценки нет. Никто не может обосновать их необходимость и эффективность, не проводится мониторинг и анализ по налоговым льготам, в конце концов нет контроля за их применением", - сказал он.

Объем предоставленных льгот ежегодно растет, а что выиграла наша экономика от введенных ранее льгот? Вопрос открытый.

"Далее. По данным Высшей аудиторской палаты дополнительные поступления за счет налогового и таможенного администрирования составили 590,2 млрд тенге, а по данным министерства финансов 726,2 млрд тенге. Возникает резонный вопрос, почему разняться данные на миллиарды тенге на протяжении уже не одного года? Причины кроются или в разной методике подсчета или госорганы пытаются улучшить свои показатели?" - спросил депутат.

По расходам бюджета 2022 года.

"Расходы исполнены на 98,6% - это достаточно высокий показатель. Неисполнение составило 262,6 млрд тенге, сумма неосвоения - 81,3 млрд тенге. Однако, остаток бюджетных средств в таких размерах, нельзя назвать эффективным и грамотным планированием. К примеру: изначально резерв правительства составлял 105,5 млрд тенге, после многократных корректировок увеличился в 5,5 раз до более 500 млрд тенге, но, по итогам года 30% остались нераспределенными. Конечно, нас радует отсутствие ситуаций непредвиденного характера. Однако, по моему мнению, здесь не последнюю роль играет то, что согласно Бюджетному кодексу остатки средств резерва не являются неосвоением. Таким образом, резерв правительства "хороший" способ улучшить показатели исполнения бюджета", - пояснил он.

Из вышесказанного вытекают следующие проблемные вопросы, продолжил Садибеков.

"Во-первых, продолжающееся низкое качество планирования и неэффективное использование бюджетных средств. Низкое качество подтверждается 8-кратной корректировкой бюджета. Администраторы бюджетных программ формально исполняют бюджет. При формировании бюджета они озабочены сохранением объемов бюджета, а не на достижении стратегических целей. К примеру, по данным ВАП из 89-ти макроиндикаторов отражающих влияние бюджетных средств на социально-экономическое развитие страны не достигнуты 17. Это яркий пример отсутствия взаимосвязи между выделенными средствами и конечным результатом.  Поэтому, нет возможности в полной мере оценить, насколько эффективно были потрачены бюджетные деньги и какой конечный результат получен", - считает он.

Надо прекратить практику устанавливать "сомнительные" показатели результатов, которыми можно манипулировать, подчеркнул мажилисмен.

"Во-вторых, проблема некачественного администрирования и несогласованность действий администраторов республиканских бюджетных программ как между собой, так и с местными исполнительными органами. Типичный пример — это исполнение по целевым трансфертам. Несмотря на то, что доля незавершенных проектов ежегодно варьируется от 3% до 8%, показатели результатов, как правило, выполняются министерствами на 100%. При этом роль министерств ограничивается исключительно перечислением бюджетных средств в местные бюджеты", - уточнил он.

Нарушение сроков реализации инвестиционных проектов стало системой, считает депутат. В 2022 году на реализацию бюджетных инвестиционных проектов из республиканского бюджета местным исполнительным органам выделено более триллиона тенге, из них 64% профинансировано из Нацфонда. Неосвоенными остались 62,7 млрд тенге, из них 44,3 миллиарда – средства Нацфонда, которые не подлежат доиспользованию.

"В-третьих, не соблюдение нормативных сроков строительства. Некачественно разработанная ПСД, изменения проектных решений в ходе реализации проекта ведут к консервации объектов и их удорожанию, а сроки их реализации затягиваются. Только по причине невыполнения подрядчиками договорных обязательств в 2022 году не освоено 18,1 млрд тенге. К примеру, строительство в г. Караганде областной многопрофильной детской больницы на 200 коек началось в 2013 году со сметной стоимостью 6,1 млрд тенге. Из-за претензионно-исковых требований к подрядчику стройка остановилась на 4 года (2017-2020гг.). В итоге стоимость выполненных и остаточных работ выросла в более чем 2 раза и составила 12,5 млрд тенге", - возмутился он.

Садибеков считает, что администраторам республиканских бюджетных программ надо отойти от практики контроля только освоения бюджетных средств, перейдя на контроль и мониторинг реализации проектов местными исполнительными органами.

"Далее. Про низкую эффективность процесса приватизации и сохраняющейся зависимости субъектов квазигосударственного сектора от бюджета я отмечал в своем докладе на пленарном заседании мажилиса. К сожалению, говорить о кардинальном повышении эффективности их деятельности и активном участии в решении общегосударственных задач, сегодня говорить не приходится. Цели, изначально определенные при образовании организаций квазигосударственного сектора, в том числе и предполагавшие их дальнейший выход из конкурентного рынка, до сих пор не достигнуты", - отметил он.

Резюмируя, будет несправедливо не отметить тот факт, что исполнение республиканского бюджета в отчетном году осуществлялось под влиянием неблагоприятных внешних социально-экономических и политических факторов, добавил депутат.

"Несмотря на это все социальные обязательства государства перед гражданами исполнены в полном объеме. Увеличились поступления в республиканский бюджет, реальный рост ВВП составил 3,3%. С учетом изложенного, а также высказанных сегодня замечаний и предложений депутатов парламента, предлагаю отчеты правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2022 год утвердить", - резюмировал мажилисмен.

Читайте по теме:

572 млрд тенге налогов могут заплатить бизнесмены РК за различные нарушения

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться