По словам мажилисмена Екатерины Смышляевой, 80% многоэтажек жилищного фонда страны старше 30 лет и нуждаются в капитальных ремонтных работах, передает inbusiness.kz.
"Самим жильцам это не под силу, остаются только кредиты. Последним приказом МИИР предусмотрено два варианта кредитования. В долгосрочной перспективе "жилищный заем", до которого наиболее старые и разрушенные дома вряд ли дотянут (3 года). Второй вариант – бюджетный кредит. Схема знакомая. Кредитование государством ремонтных работ фасадов, крыш, подвалов и общедомовых коммуникаций многоквартирных домов началось в 2011 году. Договоры на такие займы под 0,1% на 7 лет заключались между владельцем квартиры, оператором при акимате и подрядчиком", - сказала она.
Депутат спрашивает, готова ли программа к новым запросам собственников? По плану для новых займов должен был заработать револьверный механизм кредитования.
"Но в полной мере этого не произошло. Причина - не была обеспечена возвратность кредитов. Многомиллионные долги копятся с начала реализации программы. А в этом году со всеми дебиторскими и кредиторскими задолженностями операторы при местных исполнительных органах ликвидируются и их правопреемником становятся социально-предпринимательские корпорации. Штат и функции которых пока не приспособлены к работе в жилищно-коммунальной сфере. А сейчас им предстоят сотни судов с неплательщиками кредитов", - пояснила она.
Росту числа должников способствовали сложности по взысканию долгов, считает мажилисмен. Она привела пример. При продаже жилья, согласно действующему приказу, собственник должен полностью погасить бюджетный кредит. Но этого часто не происходит. А при оформлении сделки нотариусы не видят обременение владельцев квартир по общедомовым ремонтам. Они не отражаются и в договоре купли-продажи. То есть формально обязательства к новому владельцу не переходят, но и связь со старым теряется.
"Вызывают вопросы и новые механизмы получения бюджетных кредитов ОСИ и ПТ. Для них в кредитном договоре теперь отсутствует подрядчик – его место занимают председатели обществ и товариществ. В связи с этим считаем необходимым смену оператора бюджетного кредитования провести с обязательным независимым аудитом (включая аудит эффективности) всего периода их работы. Предлагаем обновить действующие подзаконные нормативно-правовые акты с учетом смены оператора и текущего опыта работы новых форм управления домами. Наделить соответствующими компетенциями социально-предпринимательские корпорации. Обеспечить наличие информации об имеющихся домовых обременениях в информационных системах нотариусов для обеспечения прозрачности сделок купли-продажи", - резюмировала Смышляева.
Дана Карина