По словам мажилисмена Кудайбергена Ержана, объем потребления электрической энергии по стране за последний год увеличился на 7%, в энергодефицитной южной зоне потребление выросло на 12%, передает inbusiness.kz.
"В связи с ростом потребления электроэнергии имел место перегруз в сетях 500 кВ АО "КEGOC" в направлении Север-Юг. Следствием систематического перегруза стала вчерашняя аварийная ситуация. Она еще раз показала разбалансированность и отсутствие маневренных мощностей казахстанской энергосистемы. Однако, много лет мы слышали заверения энергетических компаний о том, что у нас имеется большой профицит электроэнергии. Это же утверждали энергетики в тот момент, когда принималось решение о разрешении работы на территории страны майнинговых компаний", - сказал он.
Не секрет, что майнинговая индустрия является одной из самых энергоемких. Низкая стоимость электроэнергии и законодательная возможность использования наших энергетических мощностей для проведения вычислений сделала Казахстан популярным среди игроков майнингового рынка, добавил депутат.
"Однако, оптимистичные заявления министерства энергетики о мифическом профиците, отсутствие у госадминистратора четкого представления о реальном состоянии энергосистемы страны привели к ряду стратегических ошибок, сделанных в момент формирования майнинговой инфраструктуры. Так, фермы были размещены по республике хаотично, без учета сбалансированности энергетической системы. Например, майнинговая ферма появилась на Шардаринской ГЭС, в энергодефицитной Туркестанской области. Майнеры потребляют 8 МВт электрической энергии по 11 тенге за кВт, при этом бюджетные организации и население платят 15-21 тенге. Не были установлены допустимые энергетические резервы для майнинга. Поэтому вычислительные центры в размещении и потреблении никто не останавливал. Не была подготовлена нормативно-правовая база для развития майнинговой индустрии", - перечислил он.
При этом по действующему законодательству – в Казахстане добыча и оборот критовалюты запрещен.
"Как в таком случае работает наша криптоидустрия? Все крупные майнеры арендуют наши энергетические мощности для осуществления так называемого облачного (удаленного) майнинга. Формально не нарушая закон. Деятельность таких дата-центров носит уведомительный порядок. Официально работают и платят налоги сейчас порядка 70 компаний. В сумме они потребляют порядка 700 Мегаватт. Основной же объем потребления приходится на "серых" нелегальных майнеров и составляет более 1400 Мегаватт. Итогом однобокого регулирования стало то, что "белых" майнеров энергооператор в случае возникновения дефицита отключает от системы, как это было сделано 24 января. А на нелегальных майнеров у КЕГОКА, что называется, "управы нет". Они в любом случае продолжают "перегружать" энергосистему", - подчеркнул Ержан.
По его словам, "серые" майнеры уходят от налогов, а все "нажитое непосильным трудом" криптоимущество конвертируется на иностранных биржах. Таким образом, бюджет почти ничего не получает от развития такой прогрессивной индустрии. За исключением одной тенге с киловата – налоговый сбор, который крайне сложен и непрозрачен в администрировании и платится исключительно белыми майнерами.
"На лицо явный пробел в законодательстве. Для его устранения в конце прошлого года депутатами разработан законопроект "О цифровых активах в РК". В этом документе предложен механизм регулирования работы майнеров. Он предполагает лицензирование деятельности майнинговых дата-центров, введение квотирования и приоритетности в выделении электроэнергии для новой индустрии. Предложены нормы по борьбе с серыми майнерами. Разработаны уточнения в налоговое законодательство. Эти меры позволят новой индустрии цивилизованно работать на рынке, приносить доходы в бюджет, участвовать в создании новых генераций и соблюдать интересы энергетической безопасности нашей страны", - считает мажилисмен.
Инициированный депутатами законопроект находится на заключении правительства, однако, принимая во внимание остроту проблемы, он просит ускорить подготовку заключения и направить пакет документов в мажилис для дальнейшей работы, незамедлительно на уровне подзаконных актов установить строгие приоритеты при распределении электроэнергии со станции с государственным участием со следующей последовательностью – население, коммунальные предприятия по обслуживанию населения, бюджетные организации, производственные предприятия. А также взять под контроль частоту и географию подключения майнеров в энергодефицитных регионах страны, исходя из результатов ревизии энергосистемы.
Дана Карина