По словам мажилисмена Екатерины Смышляевой, в 2020 году из всех колледжей – участников проекта "Жас Маман" только 10% сельских, передает inbusiness.kz.
"Работая наравне в крупными городскими колледжами в системе подушевого финансирования, сельские организации менее рентабельны, чем городские, поскольку являются малокомплектными. Средняя заполняемость сельских колледжей составляет порядка 35% от их проектной мощности. Количество учащихся в среднем в 3 раза меньше контингента укомплектованных городских организаций", – сказала она.
Таким образом, получаемый в ходе подушевого финансирования объем средств позволяет сельским организациям только платить зарплату педагогам, добавила депутат. В общей структуре расходов фонда оплаты труда таких колледжей доходят до 90%.
"В связи со сложившейся ситуацией нерентабельные колледжи попадают под оптимизацию, реорганизацию, а по сути закрываются. Почему сохранение сельских средних специальных учебных заведений так важно? Во-первых, для сельчан обучение в колледже по месту проживания является единственной реальной возможностью получить специальное образование и сразу трудоустроиться, так как именно сельские колледжи имеют прямые площадки для проведения практического обучения", – отметила она.
По словам мажилисмена, большинство работников на уборке – это студенты сельских колледжей. В то же время большая часть не готова обучаться в городах и крупных населенных пунктах при имеющемся объеме социального обеспечения. Например, действующих государственных общежитий без учета условий проживания хватает менее чем на треть контингента учащихся.
"Во-вторых, отсутствие возможности получения специального образования в районе приведет к росту миграции. Те, кто сможет учиться в городе, скорее всего, не захотят вернуться в сельскую местность. В-третьих. В приграничных регионах конкурентами местным учебным заведениям выступают колледжи соседнего государства, которые ближе территориально и предлагают более выгодные условия социального обеспечения для наших абитуриентов", – продолжила она.
В-четвертых, по ее словам, депутаты разделяют обеспокоенность министерства образования качеством подготовки специалистов в сельских колледжах. Но и подготовка специалистов по сельскохозяйственным специальностям на базе городских учебных заведений тоже вызывает вопросы. Возможно ли в городе обеспечивать связь с потенциальным работодателем, находящимся за 500 километров?
"В связи с вышеизложенным предлагаем: провести анализ действующей сети организаций ТиПО не с точки зрения их рентабельности, а принимая во внимание перспективы развития сельских населенных пунктов, определенные государственной программой "Ауыл Ел бесігі". На уровне отраслевых подзаконных нормативно-правовых актов определить понятие "малокомплектный колледж". Внести изменения в методику подушевого финансирования и для сельских малокомплектных колледжей предусмотреть дополнительный коэффициент для компенсирования отклонения проектной мощности учебного заведения от фактической", – попросила Смышляева.
Кроме того, предлагается для старшеклассников, не имеющих возможность продолжить долгосрочное обучение после школы, рассмотреть возможность открытия при малокомплектных колледжах начальной профессиональной трудовой подготовки по опыту учебно-производственных комбинатов по отдельному подушевому тарифу.
"Также активнее вовлекать потенциальных работодателей в процесс подготовки специалистов, в том числе через шефство (попечительские советы, доверительное управление) над организациями образования. Привлечь к данной работе отраслевые государственные органы, наделив их необходимыми компетенциями по солидарному участию в управлении средними специальными организациями образования", – резюмировала депутат.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!