По словам мажилисмена Айкына Конурова, курс на урбанизацию теряет свою актуальность.
"Полагаем, что в современных условиях гонка за показателем урбанизации не обоснована, поскольку за ней упускается задача повышения качества жизни граждан. Постановка вопроса о том, что урбанизация автоматически будет способствовать росту ВВП, сегодня ничем не аргументирована", – заявил он.
При этом новая программа развития регионов до 2025 года может привести к социальной уязвимости государства, предположил он.
"Исследования Всемирного экономического форума показали отсутствие прямой связи между увеличением доли городского населения и экономическим ростом. Более того, в развивающихся странах наблюдается обратный эффект, поскольку концентрация населения усугубляет социальные проблемы и ограничивает возможности граждан. Это во многом справедливо и для Казахстана. В настоящее время реальная проблема региональной политики заключается не в низкой доле городского населения, а в крайне неравномерном развитии. И курс на урбанизацию во многом этому способствовал. Процессы внутренней миграции стали, уже, по сути, неуправляемыми", – отметил Конуров.
Сегодня практически возле всех крупных городов складываются пояса полусельских-полугородских поселений, где накапливаются острые социальные проблемы, продолжил он.
"Называя вещи своими именами, это "пояса бедности". Переезжающие из регионов люди вынуждены расселяться в дачных массивах, которые не приспособлены для постоянного проживания такого количества населения. Мы пытаемся стимулировать урбанизацию, но люди на самом деле хотят жить на земле. Об этом свидетельствуют огромные очереди за положенными участками под ИЖС в крупных городах", – считает он.
В целом курс на концентрацию населения для такой страны, как Казахстан, занимающей 180-е место в мире по плотности населения, вызывает большие вопросы, в том числе с точки зрения демографического кризиса в приграничных регионах, предположил Конуров.
В связи с этим фракция "Народные коммунисты" считает необходимым при планировании нового этапа программы развития регионов внести коррективы. В частности, уровень урбанизации не должен являться целевым индикатором. Программа должна предложить конкретные меры по решению вопросов "поясов бедности", нехватки участков под ИЖС, предотвращению депопуляции сельских территорий, восстановлению села и поддержки малых хозяйств.
"Кроме того, учитывая специфику и значимость сельских территорий, для них не применимы общие подходы и требуется отдельный программный документ. Это же касается и моногородов, в которых освоены средства на реконструкцию инфраструктуры, однако практически не достигнуты результаты в сфере изменения структуры экономики и создания новых точек роста", – предложил он.
По словам депутата, на парктике, выделение больших средств на развитие инфраструктуры городов является предметом для коррупционных проявлений. В результате при расходовании больших государственных средств вместо позитивного отклика получаем лишь обострение социальной напряженности.
"В связи с этим считаем необходимым планирование и реализацию всех проектов данной категории проводить под контролем общественных комитетов по развитию регионов и сельских территорий. Программы регионального развития должны быть в прямом смысле народными программами", – резюмировал мажилисмен.
Дана Карина