Мажилисмены требуют договориться с Китаем об увеличении пропуска грузов на границе

2389

Предлагается, помимо признания ситуации форс-мажором, предоставить бизнесу отсрочки по погашению кредитов для предприятий с пролонгацией кредитных договоров. 

Мажилисмены требуют договориться с Китаем об увеличении пропуска грузов на границе

По словам мажилисмена Дании Еспаевой, в партию "Ак жол" продолжают обращаться десятки компаний, пострадавших от проблем с прохождением грузов на казахско-китайской границе, передает inbusiness.kz.

"Проблема с автоперевозками не разрешена, на таможенном пункте "Нур Жолы" из Казахстан в Китай ожидают очереди 10 366 автотранспортных средств. Для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, о 50-километровых очередях фур на китайской границе наша фракция обращалась в правительство с лета прошлого года. А воз, точнее, фуры, и ныне там. Даже увеличение ж/д перевозок не решает проблему срыва поставок: как следует из обращения предпринимателей, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8 тысяч контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений растянется еще на год. И это без учета новых объемов груза", – заявила она.

В этой связи казахстанские перевозчики предлагают, как одну из мер, снизить квоту на транзит грузов в другие страны, хотя бы в пропорции 1 к 4 (1 контейнер на Казахстан против 4 транзитных контейнеров).

Возможно, такая мера будет противоречить соглашению об организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа от 2017 года, но в сложившейся ситуации Казахстан вынужден отстаивать свои национальные интересы, считает депутат.

"Другой проблемой является рост тарифов на услуги по транспортировке, что отражается на стоимости товаров и влияет на инфляцию.  Так, услуги перегруза на китайской стороне выросли до 150 000 юаней за 1 автотранспортное средство, что превышает даже саму стоимость перевозки. Для сравнения, исторически стоимость перевозки фуры на Хоргосе складывалась от 1200 до 5000 долл. США, а в данный момент выросла 28 000 долл. США", – пояснила она.

По словам мажилисмена, на железнодорожном транспорте из-за дефицита контейнеров стоимость покупки контейнеров выросла с 1950 долларов до 7500 долларов США. Стоимость отправки груженого 40-тонного контейнера из КНР изменилась с 3100 долларов в августе 2020 года до 13 000 долларов США в сентябре 2021 года.

"Кроме того, из-за затяжного коллапса автоперевозок (с прошлого года) и ж/д перевозок в текущем году многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции. Это влечет не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнеров, а также банков из-за просрочки по кредитам. По информации обратившихся компаний, их убытки доходят от нескольких десятков миллионов до 1 млрд тенге. Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем, без какой-либо вины с их стороны", – подчеркнула Еспаева.

Сегодня Внешнеторговая палата НПП уже выдает пострадавшим участникам ВЭД свидетельства о форс-мажорных обстоятельствах по данной ситуации. Получение такого свидетельства связано с необходимостью сбора доказательств и документов самими предпринимателями, а также уплатой сборов.  

Однако согласно ст. 374 Гражданского кодекса данное признание не освобождает предприятия от финансовых и банковских обязательств, а между тем они составляют основную проблему.

"В этой связи считаем необходимым не просто выдавать свидетельства о форс-мажоре, а принять конкретные дополнительные меры поддержки бизнеса", – добавила она.

На основании вышеизложенного депутатская фракция "Ак жол" считает необходимым, помимо признания ситуации форс-мажором, предоставить отсрочки по погашению кредитов для предприятий с пролонгацией кредитных договоров для сохранения равномерной долговой нагрузки в период восстановления платежеспособности. Учитывая проблемы, создавшиеся по перевозкам на железнодорожном транспорте, предлагается решить вопрос с правительством КНР об увеличении пропускной способности автомобильных переходов.

"Также следует освободить бизнес от необходимости сбора доказательств для получения свидетельства о форс-мажоре НПП "Атамекен" по данной общеизвестной ситуации. Снизить стоимость свидетельства о форс-мажоре НПП "Атамекен" до 15 МРП независимо от суммы просроченных обязательств", – резюмировала депутат.  

Дана Карина

 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться