Мажилисмены засомневались в эффективности оптово-распределительных центров

1006

Оптово-распределительные центры для продовольственных товаров – это стандартный бизнес, а государство в лице министерства торговли пытается стать его участником, сообщает inbusiness.kz.

Мажилисмены засомневались в эффективности оптово-распределительных центров Фото: rbc.ru

Мажилисмен Мурат Темиржанов предложил провести более детальный и глубокий анализ причин и текущих проблем на рынке хранения, переработки и логистики сельхозпродукции и по результатам предложить обществу альтернативный вариант решения данного вопроса.

"Прошу правительство пересмотреть базовые принципы, концепцию и, безусловно, стоимость проекта по строительству оптово-распределительных центров, а также принять меры по ограничению в будущем вмешательства государства в конкурентную среду", – сказал он.

Мажилисмен напомнил, что министерство торговли и интеграции предложило создание национальной товаропроводящей системы, ее ядром станет единая сеть оптово-распределительных центров (ОРЦ) трех типов.

"По мнению главы ведомства Бахыта Султанова, эта система обеспечит свободный доступ производителей к рынкам сбыта "от поля" до "прилавка", а потребителей – качественной продукцией. Позвольте мне не согласиться с такой постановкой вопроса, как я понимаю, расходы по созданию 24 ОРЦ ориентировочно составят 237 млрд тенге, то есть один центр обойдется примерно в 10 млрд тенге. При этом предусмотрен механизм его реализации через ГЧП, что, безусловно, скажется на удорожании проекта и в любом случае станет "отложенным" обязательством государства, простыми словами, ляжет тяжелым бременем расходов на бюджет в будущем", – пояснил он. 

По словам депутата, такие подходы вызывают ряд серьезных вопросов.

"Во-первых, в каждой области сегодня на базе социально-предпринимательских корпораций (СПК) имеются подобные складские помещения, которые не загружены до плановых мощностей и имеют сезонный характер работы. Кроме того, есть очень серьезные сомнения, что создание ОРЦ может решить проблемы по ценообразованию и необоснованного роста цен, поскольку содержание только персонала, а это около 6,3 тыс., и их зарплата,  600 тыс. кв. м площадей – это регулярные расходы по всем коммунальным платежам, а также по приемке, сортировке, калибровке, упаковке и ответхранению, ведь все эти расходы "лягут" дополнительным бременем на себестоимость товара", – отметил мажилисмен.

Во-вторых, он считает, что стоимость любых услуг должна формироваться, исходя из спроса и предложения на рынке, а также из обязательной возвратности вложенных инвестиций.

"Если же государство хочет помочь сельхозпроизводителям со снижением стоимости хранения и использования торговых площадей, то оно должно субсидировать расходы производителей напрямую и не должно вмешиваться в рыночное ценообразование таким образом. По сути, классические ОРЦ для продовольственных товаров – это стандартный бизнес, а государство в лице министерства торговли пытается стать его участником, что может привести к обратному эффекту в виде разорившихся мелких и средних предприятий, занимающих сегодня данную нишу", – сказал Темиржанов.

Исходя их этого, можно понять, что ОРЦ не смогут существовать без постоянной и большой поддержки государства, уверен он.

"А без государственной помощи все эти ОРЦ очень быстро превратятся в неприглядные памятники неэффективных госинвестиций. Мы вновь хотим нерыночными механизмами привести нас в рыночную экономику", – резюмировал депутат.

Дана Карина


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться