По словам мажилисмена Андрея Линника, в стране имеется немало примеров, когда приватизация привлекательных объектов вызывает вопросы в обоснованности и чистоте, передает inbusiness.kz.
"К примеру, Международный аэропорт города Семея некогда был приватизирован, однако в 2018 году по иску областного акимата возвращен в государственную собственность. А согласно плану приватизации на 2021-2025 годы, вновь выставлен на продажу. Согласно этому же плану, в перечень организаций коммунальной собственности, предлагаемых к передаче в конкурентную среду, включено и АО "Международный аэропорт Алия Молдагулова" в городе Aктобе. Прием заявок среди соискателей завершится завтра, т. е. 9 сентября. Стоимость объекта оценена в 7,3 млрд тенге", – сказал он.
Однако пресса подняла ряд вопросов, вызывающих определенные сомнения в чистоте и прозрачности данного процесса.
"Прежде всего вызывает вопрос адекватность оценочной стоимости объекта", – считает он.
Так, в комплекс аэропорта входит терминал, а также административное здание, зона беспошлинной торговли, коммерческие площади, склады, спецтехника и транспорт, инженерные сети, топливно-энергетический комплекс и железнодорожная ветка к нему. Здания, оборудование и вся инфраструктура приведены в соответствие международным стандартам и рекомендациям ICAO (Международная организация гражданской авиации).
Аэродром аэропорта отнесен к 1-му классу, способен принимать большинство типов самолетов, включая Ил-86, Боинг-727-200 и большегрузный Ан-124.
Аэропорт расположен на пересечении крупных международных аэронавигационных трасс, связывающих Западную Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией, способен обеспечивать грузопотоки не только Западного Казахстана, но и прилегающих регионов соседней России.
"Фактически это крупный воздушно-транспортный пассажирский и грузовой узел, имеющий стратегическое значение. В течение последних пяти лет аэропорт стабильно выплачивает в бюджет до 130 миллионов тенге налогов, а за 8 месяцев текущего года внес в бюджет уже 165 миллионов. Это говорит о том, что оборот предприятия растет даже в период пандемии. На этом фоне вопросы, поднимаемые в СМИ, выглядят вполне обоснованными. Почему аэропорт оценивается в 7,5 млрд тенге, если буквально пару лет назад потенциальный международный инвестор обсуждал и подписал меморандум на сумму, в 3 раза большую? Кто и для чего способствовал тому, что та сделка не состоялась? Как и насколько обоснованно была проведена оценка комплекса?" – спросил он.
Оценку провело ТОО "Независимая экспертная оценка", взявшееся за выполнение колоссального объема работ, за 130 тысяч тенге.
"Почему судьбу огромного предприятия, где прибыль постоянно растет, решает мелкое ТОО с непонятной репутацией, а не серьезная аудиторская компания? Процедура по оценке (Due Diligence) обычно занимает значительное время и обходится в приличную сумму, но зато ни у кого не возникает сомнений в объективности заключения. А ТОО "Независимая экспертная оценка" провернула работу за месяц, и непонятно, оценивала она комплекс по бумагам или реальному положению и потенциалу на рынке", – продолжил депутат.
В связи с вышеизложенным он просит инициировать проверку обоснованности оценочной стоимости имущественного комплекса "Международный аэропорт города Актобе", проверить возможную заинтересованность должностных лиц и их аффилиированность с организаторами процесса приватизации указанного аэропорта.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!