Механизм офтейк-контрактов предложили распространить на госзакупки и закупки недропользователей

1906

В Казахстане предложили внести необходимые дополнения в банковское регулирование для признания офтейк-контрактов в качестве залогового обеспечения по кредитам, связанным с выполнением таких проектов, сообщает inbusiness.kz. 

Механизм офтейк-контрактов предложили распространить на госзакупки и закупки недропользователей

По словам мажилисмена Азата Перуашева, в Казахстане пионером и пока единственным системным проводником офтейк-стратегии на уровне корпоративной политики выступает фонд "Самрук-Казына". 

"Причем фонд использует данный инструмент и для расширения ассортимента отечественной продукции, стимулируя производство товаров, ранее не производившихся в Казахстане. В настоящий момент ФНБ "Самрук-Казына" одобрено 37 офтейк-контрактов в отраслях машиностроения, нефтехимии и телекоммуникаций. Объем запланированных инвестиций по этим проектам составляет свыше 218 млрд тенге, с созданием около 2000 новых рабочих мест. На этой неделе планируется заключение еще нескольких офтейк-контрактов на сумму более 70 млрд тенге", – сказал он.

Но в ходе реализации таких проектов выявилась необходимость доработки данного формата, выходящей за рамки компетенции фонда, добавил депутат.  

"Так, на Samruk Business Forum в прошлом году правительство заявило, что типовая форма офтейк-контрактов согласована с Ассоциацией финансистов Казахстана, и эти контракты будут приниматься банками второго уровня в качестве залогового обеспечения при кредитовании под реализацию данных проектов. Однако на практике отечественные промышленники сталкиваются с тем, что в банках ссылаются на отсутствие соответствующих норм в банковском регулировании и отказывают в финансировании офтейк-контрактов. В результате реализация важных проектов, актуальность и эффективность которых для экономики признана на уровне Фонда национального благосостояния, оказывается под угрозой срыва", – подчеркнул он.

Еще более нелепой, по словам Перуашева, эта ситуация выглядит в отношении Банка развития Казахстана, ведь 100%-ным владельцем и фонда "Самрук-Казына", и БРК является государство. 

"Государство в лице фонда выступает гарантом поступления средств по офтейк-контракту, и опять же государство в лице БРК отказывается принимать эти гарантии (можно сказать, свои же гарантии) в обеспечение кредита. При этом финансовая устойчивость Банка базвития Казахстана определяется на основе параметров банка, их пороговых значений и методики расчета, определяемых правительством, а значит, принятие офтейк-договоров Банком развития Казахстана в качестве твердых залогов определяется правительством", – пояснил мажилисмен.

Кроме того, учитывая прекращение с 1 января норм по поддержке отечественных товаропроизводителей в деятельности иностранных инвесторов, Перуашев полагает необходимым распространить механизм офтейк-контрактов не только на структуры "Самрук-Казына", но и на систему госзакупок и закупок крупных иностранных недропользователей.

"В этой связи просим решить следующие вопросы практической реализации механизма офтейк-контрактов: внести необходимые дополнения в банковское регулирование для признания офтейк-контрактов в качестве залогового обеспечения по кредитам, связанным с выполнением таких проектов; внести аналогичные дополнения в регулирование деятельности Банка развития Казахстана; распространить практику заключения офтейк-контрактов на систему госзакупок и закупок крупных недропользователей, в том числе путем прямых переговоров с ведущими иностранными инвесторами", – резюмировал он.

Дана Карина

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться