/img/tv1.svg
RU KZ
Минфин обсуждает создание надзорного органа для аудиторов

Минфин обсуждает создание надзорного органа для аудиторов

Такая инициатива всемерно рекомендуется международными организациями.

24 Ноябрь 2018 09:35 902

Минфин обсуждает создание надзорного органа для аудиторов

Министерство финансов обсуждает создание надзорного органа для аудиторов. Об этом на брифинге в службе центральных коммуникаций сообщила директор департамента методологии бухгалтерского учета и аудита ведомства Арман Бектурова. 

«Согласно евродирективам, мы же стремимся соответствовать стандартам ОЭСР, и как раз-таки одним из важных требований является создание независимого надзорного органа. То есть у нас сегодня два мнения – передавать эту среду в саморегулирование, так чтобы аудиторы могли сами себя регулировать, либо должен быть независимый орган, то есть мы сейчас ведем переговоры, дискуссии, обсуждения общественные – насколько это правильно», - сообщила она. 

По ее словам, большинство международных организаций склоняются к необходимости наличия такого регулятора.  

«Если говорить о международном опыте, то евродирективы, а также оценка ООН про корпоративную прозрачность, насколько вот все переплетено и взаимосвязано, да, если вы заметите - инвесторы рассматривают корпоративную прозрачность и независимость органа, который рассматривает аудиторские отчеты – неразрывность связи. Если нет сильного надзорного органа, который обеспечивает контроль качества за аудиторскими отчетами, то соответственно, инвестпривлекательность страны тоже под большим вопросом», - подчеркнула чиновник.  

Поэтому сейчас в ведомстве реализуются различные инициативы для возможного создания надзорной структуры для аудиторских организаций. 

«Мы проводим сейчас опять-таки всевозможные инициативы для того, чтобы создать независимый надзорный орган в аудите. Потому что это важно. Не совсем правильно, когда аудитор сам аудирует финансовую отчетность, и сам же осуществляет внешний контроль качества. Об этом говорят и евродирективы, и оценка ООН, которая также акценты расставила и в своем заключении прямо написала, что вот нужен независимый от профессии надзорный орган. Более того, те, кто будут проверять аудиторские отчеты – должен быть полностью исключен конфликт интересов, и они в последние пять лет, допустим, не должны вообще заниматься аудитом – это должны быть люди, которые отошли, неаффилированы, дети, родственники которых не работают в аудиторских компаниях, чтобы исключить полностью конфликт интересов. То есть мы работаем над созданием независимого органа», - подтвердила она, отвечая на вопрос abctv.kz.  

Кроме того, она рассказала, что депозитарий финансовой отчетности, который функционирует при минфине, будет дорабатываться с точки зрения публикации данных о конечных бенефициарах. Сейчас в нем можно найти информацию об аффилированных лицах компаний, но сведения о конечных собственниках не всегда доступны, в ведомстве собираются над этим также работать. 

Представитель минфина также рассказала о планах повышения подотчетности корпоративного сектора в разрезе ТОО и АО. 

«Если говорить про ТОО и АО, на самом деле да, у нас даже в результате проверок выявлялись факты такие, когда первый менеджмент ТОО также осуществляет все операции со своими же, еще другими ТОО, где он прямой учредитель, и действительно говорят: «а закон о ТОО мне не запрещает создавать компании и осуществлять транзакции с той компанией, где он руководитель. Да, здесь действительно есть вопрос. Закон об АО запрещает руководителю иметь свою компанию и осуществлять закупки те же, прямым поставщиком делать, а закон о ТОО, он как бы не запрещает. Чем люди и пользуются, пока нет запрета. Но в этой части мы тоже прорабатываем, есть законодательные инициативы, мы будем работать и для улучшения корпоративной прозрачности мы будем прорабатывать этот вопрос тоже», - пообещала Бектурова. 

Данияр Сериков

Минфин предлагает упростить процедуры реабилитации и банкротства для бизнеса в РК

Министерство финансов презентовало в мажилисе Парламента поправки по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства.    

10 Январь 2019 11:56 2798

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства" направлен на упрощение процедур реабилитации и банкротства, а также изменение порядка привлечения к ответственности за преднамеренное и ложное банкротство.

"Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес. Также сложный процесс реабилитации тех, кто ещё может удержаться на плаву. В каждом четвёртом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансовому состоянию субъекта, наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогично при применении  реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в её применении, мотивируя тем, что должник является платёжеспособным. Законопроект направлен на разрешение этих вопросов", – сказал вице-министр финансов Канат Баедилов, презентуя законопроект в мажилисе в четверг, 10 января.        

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предлагается упростить условия для применения субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства путём: признания банкротом на основании факта "отрицательного" баланса (когда обязательства превышают активы); применения реабилитационной процедуры на основании факта "положительного" баланса при условии наступления неплатежей (когда активы превышают обязательства).

"При применении процедуры реабилитации на сегодня суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платёжеспособность. Законопроект предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трёх месяцев и факт положительного баланса", – пояснил К. Баедилов.

Также предлагается сократить сроки проведения процедур банкротства путём: упрощения порядка получения управляющими сведений, содержащих банковскую тайну, заявления кредиторами требований исключительно в пределах исковой давности, изменения порядка привлечения к ответственности за преднамеренное и ложное банкротство.

Предусматривается упрощённая ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства.

Также законопроект направлен на установление субсидиарной ответственности не номинальных должностных лиц, а фактически виновных в доведении должника до банкротства.

Минфин готовит проект закона по изменению процедуры банкротства юрлиц

Действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.

26 Ноябрь 2018 14:44 2640

Министерство финансов готовит новый законопроект по упрощению условий для применения процедур реабилитации и банкротства, сокращению сроков проведения процедур и упрощенной ликвидации бездействующих должников.  Об этом в понедельник, 26 ноября, на заседании правительства сообщил глава Минфина Алихан Смаилов.

По данным ведомства, на сегодняшний день процедуру банкротства проходят порядка четырёх тысяч субъектов бизнеса, 400 предприятий – в стадии реабилитации. Фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше, считают в министерстве. 

«Сложен процесс реанимации тех, кто ещё может удержаться «на плаву». В каждом четвёртом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам», – сообщил Смаилов. 

В каждом третьем случае суд отказывает в применении реабилитации, мотивируя тем, что должник является платёжеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платёжеспособности. 

При применении процедуры реабилитации в настоящее время суду следует установить не только факт прекращения платежей, но и наличие у должника возможности восстановить платёжеспособность.

Законопроект предлагает облегчить эту задачу: суд фиксирует наличие неисполненных обязательств свыше трёх месяцев и факт «положительного» баланса. Это подтверждает способность компании восстановить своё финансовое положение.
Аналогично по банкротству. Применение процедуры банкротства связано с определением судом факта финансового краха субъекта.

Сейчас порядок открытия банкротства таков: компания должна находиться в состоянии устойчивых неплатежей на протяжении трёх-четырёх месяцев, после чего возникает право инициировать в судебном порядке банкротство, а суд обязан установить несостоятельность компании, что на практике вызывает различное толкование данного понятия.

Законопроектом предлагается отменить все аресты по счетам и имуществу должника с момента утверждения судом плана реабилитации. Это даст возможность компании приступить к исполнению плановых мероприятий, не отвлекаясь на судебные тяжбы.

Второе нововведение: сокращение сроков проведения процедуры банкротства. Предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов. За счёт чего ожидается значительная оптимизация сроков проведения процедуры банкротства.

На сегодня в банкротстве кредиторы предъявляют всю сумму задолженности, образовавшуюся на момент признания банкротом. По словам министра, это не соотносится с мировой практикой по применению банкротства и положениями Гражданского кодекса об исковой давности.

В связи с чем законопроект предписывает кредиторам заявлять свои требования к банкроту исключительно в пределах срока исковой давности.

Ещё одним изменением является упрощённая ликвидация длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства. На сегодня есть масса бездействующих предприятий, которые не применяют процедуру банкротства в силу её затратности (по времени и ресурсам). Для их ликвидации законопроект предлагает упрощённую процедуру банкротства должников без привлечения администратора, резюмировал министр. 

Майра Медеубаева