В республике предлагают в целом улучшить систему распределения ГСМ, убрав из цепочки так называемых непродуктивных посредников, что даст "люфт по цене". Об этом заявил министр энергетики Болат Акчулаков в ходе пресс-конференции по итогам встречи с населением Алматы. По его словам, к таким посредникам относятся те, кто не принимает участия ни в переработке нефти, ни в ее транспортировке, не имеет в наличии нефтебаз, АЗС на своем балансе, передает inbusiness.kz.
В Казахстане госрегулирование ГСМ установили до 1 июля, включая все марки бензина – АИ 92, 93, 95, дизельное топливо. Болат Акчулаков заметил, что это "массовые виды бензина" и цены на них расти не будут и дальше.
"Мы будем его регулировать, пока не вступят в силу поправки в законодательство, в том числе, о непродуктивных посредниках. До этого момента будем держать цены на том же уровне, что они были эти 180 дней, - пообещал министр. - Марки АИ -95, 96, 98 относятся к премиум-классу, его потребляют люди, которые готовы платить, и цены на них более рыночные. Здесь сильного госрегулирования не будет, но государство будет регулировать необоснованное повышение. Это же касается дизтоплива. Мы его, наверное, оставим в госрегулировании пока на следующие 180 дней для того, чтобы более мягко пройти уборочный период".
Министр видит проблему в том, что у Казахстана и "наших соседей", как он выразился, есть большой диспаритет цен на ГСМ, разница стоимости бензина доходит до 100 тенге за литр. Речь о том, что цены на бензин в РК сейчас ниже, чем в России.
"Из-за чего ввиду отсутствия таможенных границ происходит несанкционированный вывоз. Даже несмотря на то, что мы запрещаем его вывозить железнодорожным транспортом. Более того, мы продлеваем приказ о запрете вывоза и автомобильным транспортом топлива с территории Казахстана. Несмотря на это, есть факты, что идет пересечение границ с топливом. Мы хотим это решить усилением мер контроля за несанкционированным вывозом топлива", - объяснил Болат Акчулаков.
Ольга Ушакова