Первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков представил поправки в законодательство по регулированию предпринимательской деятельности, передает inbusiness.kz.
В рамках документа для кардинального снижения нагрузки на бизнес сформированы новые подходы регулирования предпринимательской деятельности с "чистого листа".
Они предусматривают: совершенствование базовых принципов взаимодействия государства и предпринимательства; условия установления требований; принцип "1 in 2 out"; реестр обязательных требований; автоматизацию отчетности, риск-анализа в контроле; совершенствование государственного контроля.
"Эффективность государственного регулирования предпринимательства будет обеспечена посредством имплементации новых принципов взаимодействия государства и бизнеса. Это: соблюдение условий установления требований; недопустимость введения неоправданных регуляторных требований для субъектов предпринимательства; системность и последовательность госрегулирования, преемственность ранее принятых решений; а также повышение доверия государства к субъектам предпринимательства", – сказал он.
Совершенствование базовых принципов взаимодействия позволит повысить доверие субъектов предпринимательства государству и эффективность регулирования бизнес-среды, считает Жаксылыков.
В целях предотвращения роста избыточных и исключения неэффективных требований будут законодательно определены условия установления требований к бизнесу. Так, любое вводимое государством требование должно как минимум быть обоснованным, исполнимым, предсказуемым, соразмерным и обеспечивать равенство предпринимателей.
"Введение принципа "1-IN 2-OUT" предполагает внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих. Таким образом, при введении государством нового требования будут отменяться два действующих в той же области правового регулирования. Данный принцип позволит сократить избыточное регулирование и административные издержки для субъектов предпринимательства", – пояснил вице-министр.
В целях формирования единого информационного ресурса, содержащего исчерпывающий перечень требований для бизнеса в виде НПА и иных документов, предусматривается создание реестра обязательных требований.
По словам вице-министра, в реестр подлежат включению только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике. Кроме того, в реестре будут определены сроки рассмотрения нормативных правовых актов на соответствие новой регуляторной политике. Следовательно, в случае несоответствия правовые акты будут пересмотрены или отменены. Таким образом, реестр позволит применить метод "регуляторной гильотины" в отношении требований, негативно влияющих на бизнес среду.
"Данный принцип поспособствует оптимизации количества обязательных требований, обеспечивающих необходимый уровень безопасности, совершенствование базы НПА в отношении бизнеса. Для снижения административной нагрузки предусматривается законодательное закрепление требования о предоставлении отчетности только в электронной форме с использованием информационных систем, а также автоматизации оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора", – добавил он.
По информации ведомства, в 2022 году будет проведена интеграция информационных систем, по которым предоставляется автоматизированная отчетность. В 2023 году будет обеспечена цифровизация неавтоматизированной отчетности, системы оценки и управления рисками.
"Это позволит снизить нагрузку на бизнес, связанную с предоставлением отчетности на бумажном носителе, оптимизирует перечень контролируемых субъектов бизнеса. Система государственного контроля и надзора будет реформирована. Новые формы госконтроля будут включать переход от проверок к профилактическим мероприятиям", – пояснил представитель министерства.
Профилактические мероприятия будут предусматривать 3 вида профилактического контроля. Вводится новая форма государственного контроля "расследование", представляющая комплекс действий органов контроля по определению причин и ответственных лиц за нарушение требований законодательства, возникновение событий, повлекших ущерб жизни и здоровью людей, окружающей среде и национальной безопасности. Это позволит сократить меры административного взыскания, возлагаемые на бизнес.
В целом новые поправки позволят к 2025 году увеличить предпринимательскую активность на 10%; сократить количество субъектов бизнеса, привлеченных к административной ответственности на 50%; увеличить доли профконтроля в общем количестве госконтроля до 90%; сократить перечень обязательных требований на 50%; сократить количество субъектов, подвергающихся госконтролю, на 60%; увеличить доли количества госконтроля, назначаемого через систему управления рисками в автоматическом режиме, на 90%; автоматизировать сдаваемые субъектами бизнеса отчетности к 2023 году на 100%.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!