Казахстанцам рассказали, что нужно знать о своих правах в супермаркете, когда сталкиваются с требованиями охраны оставить сумку в ячейке хранения или показать ее содержимое на выходе, передает inbusiness.kz со ссылкой на минторговли РК.
Как пояснили в ведомстве, закон "О защите прав потребителей" гарантирует покупателям свободный и безопасный доступ к товарам и услугам. Это означает, что покупатель имеет право заходить в торговый зал с личными вещами — сумкой, рюкзаком или пакетом. Никакая норма закона не обязывает сдавать их в камеру хранения.
Если охранник предлагает оставить сумку, он может действовать только на основании добровольного согласия.
Часто охрана на выходе просит показать содержимое сумки. Однако это не требование, а вежливая просьба, и покупатель имеет полное право отказаться. Согласно Кодексу об административных правонарушениях РК, личный досмотр возможен только в случаях совершения административного правонарушения и только уполномоченными органами, такими как полиция.
Охранник не имеет права задерживать покупателя или проводить досмотр без законных оснований. В случае необходимости он должен вызвать полицию и дождаться её приезда.
Полномочия охранников строго регламентированы законом РК "Об охранной деятельности": они отвечают за безопасность и охрану имущества, но не вправе нарушать права и свободы граждан. Превышение полномочий может повлечь уголовную ответственность.
"Если ваши права нарушены, действуйте спокойно и грамотно. Вежливо откажитесь от незаконных требований, предложите вызвать полицию. Зафиксируйте происходящее (на видео или с помощью свидетелей) и подайте жалобу в администрацию супермаркета или обратитесь в местный отдел полиции", - отметили в минторговли.
Читайте по теме:
Что должен знать каждый покупатель в Казахстане: правила на каждый день