На рисунки, скрывавшиеся под слоями побелки в лагерной столовой, обратил внимание музейщиков сын Александра Солженицына, а обследование показало, что для сохранения картин их необходимо как можно быстрее снять со стен. Уникальность и сложность работ, по словам реставраторов, в том, что современная масляная живопись нанесена на "средневековые" материалы, пишет "Ъ".
О рисунках на стенах разрушенного здания столовой Степлага, расположенного в Казахстане, в музей ГУЛАГа сообщил Ермолай Солженицын. Его отец рассказывал в книге "Архипелаг ГУЛАГ" об этом лагере и о самом известном восстании заключенных — Кенгирском, которое произошло в 1954 году в третьем отделении лагеря рядом с поселком Кенгир, ныне Джезказган Карагандинской области Казахстана. Сейчас от зданий третьего отделения остались лишь руины стен столовой и клуба. От времени слои побелки осыпались, и под ними открылись картины.
"Мы отправили туда экспедицию и поняли, что надо привлекать экспертов в области реставрации. Нашли реставратора высшей категории для второй экспедиции, а также привлекли химика и геолога", — рассказал "Ъ" директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов.
Специалисты подтвердили, что рисунки выполнены профессионально, масляной краской и, по всей видимости, могли быть нарисованы заключенными Степлага. Сохранились два больших рисунка — примерно 1,5 м в длину каждый. На них художник изобразил подземный рудник и горно-обогатительную фабрику с железнодорожными путями. Кроме этого, обнаружен портрет мужчины.
"Это живое свидетельство времен ГУЛАГа. Нам неизвестно о других подобных росписях в лагерях, — говорит господин Романов. — Но картины начали сильно осыпаться, а создавать там на месте музейный комплекс не очень перспективно. Поэтому было принято решение попробовать снять их со стен и восстановить на полотне".
"Снятие живописи со стен — это хирургия, которая проводится, когда нельзя ее сохранить иначе", — пояснил "Ъ" научный руководитель проекта по сохранению росписи, кандидат искусствоведения, реставратор монументальной живописи Константин Маслов. Он рассказал, что ранее уже снимал остатки живописи в заброшенной церкви в поселке Морозовица близ Великого Устюга, а также в доме Стройбюро Болшевской трудовой коммуны в Королеве.
"Но там роспись была сделана на штукатурке. Здесь же здания построены как в средневековье в Средней Азии — из лесса. Это осадочная горная порода — глина, смешанная с песком и вкраплениями. А из чего еще там можно было строить — дерева не хватало, а стройматериалы были нужны для возведения фабрики", — говорит господин Маслов.
"Технологии снятия живописи с лесса еще нет, с таким никто не сталкивался. Но мы разработали. Так что это будет уникальная операция", — отмечает реставратор. Росписи планируется восстанавливать в Москве.
"Затем мы их передадим обратно в Казахстан. Окончательно план предстоящих работ будет согласован с послом Казахстана в России",— говорит Роман Романов.
Сотрудники музея надеются выяснить, кто мог нарисовать картины.
"Будем работать в архивах, запрашивать документы, чтобы узнать, были ли художники среди заключенных Степлага", — отметил директор музея.
Как выяснил "Ъ", как минимум один художник отбывал срок в третьем отделении. Более того, у него уже был опыт росписи стен в лагерной столовой.
Речь идет об уроженце Симбирска (ныне Ульяновск) Юрии Грунине. В 1937-1941 годах он учился в Казанском художественном училище, которое было расформировано с началом войны. Во время Второй мировой войны Грунин попал в плен к немцам, а после освобождения был отправлен в ГУЛАГ, пережил Кенгирское восстание, а после закрытия лагеря остался в Казахстане. Писал стихи и переписывался с Александром Солженицыным.