Свои услуги не чистые на руку дельцы оценивают не скромно, но вполне по карману тем, кто не может официально узаконить своего железного коня в АвтоЦОНе. Atameken Business встретился с одним из тех, кто попался на удочку афериста.
550 тысяч тенге. Именно столько отдал мошенникам доверчивый отец троих детей и автолюбитель Азамат Божаканов. В надежде узаконить свой автомобиль-конструктор мужчина был вынужден обратиться к так называемым "помогайкам". Их, в свою очередь, долго искать не пришлось. Они сами нашли его, прямо у крыльца АвтоЦОНа.
"Не знали куда обращаться. Вроде бы легализация идет. Никаких движений по этому поводу тоже нет. Приезжали и в спецЦОН. И онлайн подавали заявки.Другой момент, что еще в АвтоЦОНах бывают помогайки, на крыльце встречают. Они же пользуются этим случаем начинают говорить, что ваши конструктора на учет не будут ставиться, спешите, давайте. Пока еще есть возможность: сделаем смену кузова", - говорит житель Астаны Азамат Божаканов.
Мошенницей оказалась молодая девушка. Прикрываясь связями, она обещала привести в порядок документы и благополучно пройти все этапы легализации. Свои услуги "помогайка" оценила без малого в полмиллиона тенге. После перевода денег девушка прекратила переписку и не отвечала на звонки. В итоге мужчине пришлось обратился в полицию.
"Я пришел в РОВД, они спросили: по легализации? Я сказал, да. Они говорят, сейчас много таких мошенников", - продолжает он.
Ажиотаж вокруг темы разовой легализации породил плеяду мошенников всех мастей и калибров, считает казахстанский автоэксперт Эдуард Эдоков. Зачастую такие люди активизируются, когда есть благодатная почва, добавил он. Запрет ставить на учет автомобили-конструкторы – воспринялся многие не чистые на руку дельцы, как "зеленый цвет к действию".
"Так как владельцы этих машин они находятся на полузаконной схеме, существуют, они чувствуют себя не уверенно и не могут прямо прийти и поставить как все нормальные люди. Соответственно им нужно искать какие-то пути. Какие-то пути - это вот такие помогайки. И эти помогайки могут направо и налево их кидать и дальше будут их кидать. Поверьте. То есть это не единичный случай. Это будет так продолжаться", - отмечает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
Но все же так называемые автомобили, которые были ввезены как запасные части разрешат легализовать в Казахстане. Об этом заявили в МВД. Ещё задолго до кампании люди просили упростить процедуру для так называемых автотрансформеров. Таких автомобилей оказалось немало по стране. И, похоже, в МВД пошли на уступки. В настоящее время разработаны правовые механизмы по первичной регистрации конструкторов. Однако такая норма коснётся не всех.
"Если транспортное средство имеет какие-либо исторические данные в криминальной сфере то одназначно данное транспортное средство не будут зарегистрированы. Поэтому 100 процентно зарегистрировать транспортные средства это не возможно", - говорит представитель МВД РК Алтынбек Жамалиев.
Стоит ли допускать на дороги общего пользования автомобили-конструкторы – сложная дилемма легализации, считает казахстанский автоэксперт Василий Климаков. Он удивлен тому, что власти все-таки решили пойти на уступки. Ведь от этого зависит безопасность всех участников дорожного движения.
"Здесь вопрос нужно рассматривать в нескольких плоскостях. Если мы опасаемся, что транспортное средство распадется на больших скоростях к примеру на 2 или 3 части, то это одна сторона.Но здесь безопасность транспортных средств в числе прочего. И здесь государству и обществу надо предпринять меры для повышения общей безопасности на дорогах", - считает автоэксперт Василий Климаков.
По данным МВД, за 20 дней легализации уже почти 27 тысяч машин получили казахстанский номер. Еще более 65 (шестидесяти пяти) тысяч автомобилей прошли предварительную проверку и направлены на регистрацию. Ну, а сколько единиц автоконструкторов пройдут легализацию не знают даже в МВД.
Напомним, свыше 65 тысяч единиц автотранспорта прошли предварительную проверку и направлены для прохождения сверки номерных агрегатов и дальнейшей регистрации.