/img/tv1.svg
RU KZ
Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ

Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ

Налоговая политика, кредитная система и деловой климат в регионах - ключевые вопросы для развития малого бизнеса.

05 Декабрь 2018 21:48 745

Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ

Вопросы развития предпринимательства, включающие налоговую политику, кредитную систему и улучшение делового климата в регионах, озвучил в ходе расширенного заседания Президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Председатель Правления Нацпалаты Аблай Мырзахметов, сообщила в среду, 5 ноября, пресс-служба Палаты. 

Он отметил, что «Атамекеном» было выделено 5 основных блоков развития целевой экономической модели, включающей денежно-кредитную и налоговую политики, снижение участия государства в экономике, повышение эффективности мер госсподдержки, а также деловой климат в регионах. 

«Кредитование стагнирует. Буквально недавно прошел Конгресс финансистов, где мы услышали от профессиональных участников о ситуации. По сравнению с 2016 годом почти на триллион снизилось кредитование реального сектора. В целом, если портфель около 13 триллионов, то потребительское кредитование растет, сокращается реальный сектор», - подчеркнул Аблай Мырзахметов. 

 

Именно по этой причине растет объем прямой финансовой поддержки бизнеса за счет бюджета, через программы субсидирования и обусловленного размещения. 

Вторая проблема – высокая волатильность курса тенге, которая сдерживает инвестиции в новые проекты. С февраля 2018 года курс тенге ослаб на более чем 16% - с 319 тенге до 371 тенге. По словам Председателя Правления «Атамекен», главная задача – «понять к чему привязан курс». Решение, предложенное Нацпалатой, включает в себя двойной мандат Нацбанка, снижение регуляторных требований, повышение определенности по курсу тенге, целевое финансирование ключевых отраслей, признание договоров ГЧП и Off-take контрактов «твердым» залогом, развитие фондового рынка и расширение микрокредитования. 

Что касается налоговой политики, то с 2018 года вступил в действие новый Налоговый кодекс, где предусмотрены новая структура, принцип добросовестности, а также отмена санкций при отзыве разъяснений.

В отношении малого и среднего бизнеса сохранены порог по НДС, действующие специальные налоговые режимы для МСБ. Снижена ставка соцналога с 11% до 9,5%.

Улучшено налоговое администрирование, в том числе сокращены основания налоговых проверок, введен добровольный контрольный счет НДС, сокращен срок исковой давности с 5 до 3 лет, трехвекторная система управления рисками.

По предложению НПП «Атамекен» решен вопрос передачи КПН от МСБ в местные бюджеты. Ожидается, что данные поправки могут вступить в силу с 2020 года.

«Была установка, что этот налоговый год пройдет, актив определенный накопим, в следующий году будем обсуждать. Это нагрузка на ФОТ, простого решения нет. Бизнесу было бы удобнее, чтобы все платежи объединить в единый налог и посмотреть по его ставке. Это поможет стимулировать выход бизнеса из тени», - подчеркнул в ходе доклада Аблай Мырзахметов. 

Отмечается, что объединение в единый налог снизит нагрузку на МСБ до 20-25% (сейчас 32%). Цена вопроса – 500 млрд. тенге (отмена соцналога). Следующим пунктом стала оптимизация числа налогов, плат и сборов. Предварительный анализ показал, что количество налогов может быть сокращено с 13 до 7. 

Аблай Мырзахметов подчеркнул, что в вопросе налоговой стимуляции для вывода бизнеса из тени у Нацпалаты есть полное понимание с Министерством нацэкономики, и в будущем будут внесены соответствующие поправки в налоговое законодательство.

«Снижение участия государства в экономике постоянно находится в поле зрении. Тем не менее, цифры говорят о том, что сегодня 25 тыс. госпредприятий есть. Уровень остался как в предыдущие годы», - прокомментировал вопрос госучастия спикер, подчеркнув, что активы трех госхолдингов составляют более 30 трлн. тенге, или 52% ВВП. 

Касаясь вопроса повышения эффективности мер господдержки Аблай Мырзахметов напомнил, что по Предпринимательскому Кодексу существует 90 мер господдержки, которые «разбросаны» по 56 операторам. За 2015-2017 годы по ним было выделено 1,4 трлн. тенге. Одной из главных проблем на сегодня является отсутствует координации меду операторами, а также мониторинга и анализа эффективности, соответственно.  

«За 5 лет выросли в 3 раза субсидирование сельского хозяйства. Урожайность зерновых, масличных и молока-мяса ненамного. Фактически урожайность по растениеводству на том уровне осталась, по молоку и мясу рост есть, потому что это не гектарные субсидии, а на единицу», - отметил он, подчеркнув, что необходимо уходить на горизонтальные меры и удешевлять кредиты, а также больше повышать агрокомпетенцию и доступ инфраструктуры. 

По итогам паспортизации из 2,1 тысячи предприятий более 40% являются получателями господдержки, что говорит о том, что бизнес «подсел» на субсидии. 

Отдельно Председатель Правления Нацапалаты остановился на двух из семи инициатив, которые были ранее предложены «Атамекеном» для развития регионального бизнеса. Ключевой вопрос – обеспечение онлайн доступа к земельным участкам, инфраструктуре и градостроительной документации. 

«Полтора года прошло. Интерактивная карта самая лучшая в Алматы, у них фактические оцифровали все 46 слоев. В 8 областях практически отсутствует, где-то только на разработке. Наверное, это не простительно большой срок, чтобы элементарно оцифровать свои земельные участки. Пора переходить от уговора к вопросу ответственности», - подвел черту Мырзахметов, переходя к теме закупок. 

Фактический объем закупок в сфере строительства за 9 месяцев 2018 года (объекты свыше 100 млн. тг.) составил 456 млрд. тенге. У ОТП закуплено 118 млрд. тенге, или только 29%. При этом ОТП могли бы закрыть позиции на 409 млрд. тенге.

Минимальные показатели по фактически заключенным договорам с ОТП: Алматинская – 1,6 млрд., ЮКО – 1,7 млрд., ЗКО – 1,9 млрд.

В Караганде из-за реконструкции ж.-д. вокзала может пострадать малый бизнес

Не всем найдутся торговые места, заявляют представители МСБ. Региональная палата "Атамекен" направила дирекции магистральных сетей АО "НК "КТЖ" письмо с рядом предложений по защите предпринимателей.

15 Декабрь 2018 13:04 1344

Из-за реконструкции железнодорожного вокзала Караганды арендаторы торговых точек могут лишиться бизнеса, сообщили в пресс-службе НПП "Атамекен".

С просьбой прояснить ситуацию по правилам аренды после реконструкции объекта в региональную НПП обратились представители малого бизнеса. Они опасаются, что части субъектам МСБ не найдётся места на новом вокзале.

Модернизация ж.-д. вокзала началась в августе 2018 года, подразумевающая строительство нового терминала и ремонт действующего.

Как проинформировал руководитель строительной подрядной организации ТОО "КамСтрой" Азамат Кажин, в настоящее время ведутся работы по возведению дополнительного терминала. 

"Будет построен крытый отапливаемый конкорсный переход с установкой эскалаторов и лифтов для свободного передвижения на второй-пятый пути. Создаются условия для безбарьерного доступа лиц с ограниченными возможностями к услугам вокзала. Для комфортного нахождения пассажиров на платформах планируется установить навесы. После реконструкции площадь вокзала расширится на 1600 квадратных метров и составит 3900 квадратных метров, что увеличит его пропускную способность с 4000 до 7000 пассажиров в сутки, а количество посадочных мест увеличится с 417 до 670 мест", – проинформировал он.

Между тем на время ремонтных работ правого крыла, которые должны завершиться в апреле-мае 2019 года, объекты МСБ малой площадью были перенесены в левое крыло, тогда как пролонгация договоров аренды двух крупных оказалось невозможной.

"По максимуму мы всех переселили на правую сторону, несмотря на то, что там должны были размещаться служебно-технические помещения и предоставляется услуги сервисно-технологических структур. Как мы перейдём на правую сторону, ситуация нормализуется, ведь помещений будет больше. Мы будет держать в приоритете тех, у кого долгосрочные договоры (на три года). У остальных в марте и апреле заканчивается срок, и мы объявим конкурс. Сейчас направили письмо на имя руководства, чтоб заключить краткосрочные договоры на время осуществления ремонта. Ждём ответа. Но мы будем продлевать договоры с теми, чьи услуги действительно нужны населению (камера хранения, уборная, продуктовый магазин)", – пояснили подрядчики. 

Также лишиться своих торговых точек опасаются предприниматели, которые арендуют места на перроне вокзала и в местах пролёта между правым и левым крылом.

"Я хочу услышать ответ, будет ли предусмотрено здание для тех, кто остался в пролёте, когда закончится ремонт правой стороны. Вы не можете просто оставить бизнес на улице, ведь мы вложились в эти объекты, сами делали ремонт и заключили гарантийные долгосрочные договоры", – высказалась арендатор Кульнар Бекжанова.

Также бизнесменов обеспокоил новый пункт договора, согласно которому необходим денежный взнос в размере двухмесячной арендной платы на случай неисполнения условий договора в срок.

"У нас есть финансово-экономический блок, все тарифы устанавливают они. Мы получили все запросы и письма, будем рассматривать. Ведётся протокол, по каждому запросу дадим ответ. Эти вопросы решаются коллегиально, поэтому по законодательству будем идти вам навстречу", – резюмировал  заместитель директора по вокзальному хозяйству филиала АО "НК "КТЖ".

РПП заверила что будет держать ситуацию на особом контроле. Палата уже направила в адрес дирекции магистральных сетей АО "НК "КТЖ" письмо с рядом предложений по защите прав предпринимателей.

Сообщается, что завершение работ намечено на декабрь 2019 года.

В Костанайской области всех предпринимателей оцифруют

Уже в январе будет проведен "подворовой" обход всех предпринимателей области для создания единой оцифрованной базы. 

08 Декабрь 2018 21:47 681

Итоги деятельности Палаты предпринимателей Костанайской области и планы на следующий год озвучили на заседании Регионального совета, передает пресс-служба НПП.

В текущем году костанайской РПП паспортизировано 137 предприятий региона.

"Основные проблемные вопросы: нехватка оборотных средств, проблемы со сбытом и нехватка сырья. В среднем процент загруженности производства - порядка 60%. Сейчас основной акцент делается на мониторинг местного содержания при строительстве объектов за счет бюджетных средств, где заказчиками выступают структурные подразделения акимата. Согласно Приложениям-К, общая стоимость материалов в этом году составила 24,1 млрд тенге, из них казахстанского содержания 22,2 млрд. тенге или 93,5%", - сообщил директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов.

Больше всего обсуждений вызвала тема электронной системы сертификации, которая была запущена в этом году в пилотном режиме.

В Палате напомнили, что сертификаты происхождения как экспортного направления, так и для внутреннего обращения формы "СТ-KZ", можно получить онлайн. 

Между тем председатель Регионального совета Василий Розинов предлагает дифференцированно подходить к требованиям электрованной сертификации.

"В нашей области 30% деревень, где толком не работает интернет. Или он такого низкого качества, что один документ будет загружаться целый день. Должен быть дифференцированный подход", - отметил он.

Тем временем городские бизнесмены активно осваивают "Личный кабинет предпринимателя", в котором будут сконцентрированы все онлайн-услуги для бизнеса. Сейчас сервис проходит тестирование. Только за 10 дней в Костанайской области регистрацию на ресурсе прошли 860 предпринимателей.

В следующем году планируется запуск цифровой платформы "Atameken.Academy", которая будет обучать бизнес как в офлайн, так и в онлайн режиме.

В рамках проекта "Бастау Бизнес" в регионе на сегодняшний день сертификаты получили 2 311 человек. Профинансированы 632 проекта на сумму 1 млрд 606,7 млн тенге.

В качестве альтернативы "Атамекен" развивает собственную систему микрофинансирования. "С начала деятельности МФО "Атамекен-Костанай" в области профинансировано 375 проектов на сумму 1, 5 млрд тенге. Из собственных средств выдано 196 микрокредитов на сумму более 1 млрд тенге", - уточняется в сообщении. 

"Ключевой задачей "Атамекен" в новом году станет содействие бизнесу в решении проблем с финансированием и сбытом продукции. Для этого будет перестроена структура функционала на принципах клиентоориентированности, сфокусированности и проектном подходе", - отметил директор РПП.

На первом этапе, который начнется уже в январе, будет проведен "подворовой" обход всех предпринимателей области для создания единой оцифрованной базы. Второй этап представляет собой электронное анкетирование субъектов бизнеса и сбор проблемных вопросов. Заключительный – проработка плана совместных действий предпринимателей с местными исполнительными органами и Правительством.