Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ

1081

Налоговая политика, кредитная система и деловой климат в регионах - ключевые вопросы для развития малого бизнеса.

Мырзахметов обозначил ключевые темы развития МСБ

Вопросы развития предпринимательства, включающие налоговую политику, кредитную систему и улучшение делового климата в регионах, озвучил в ходе расширенного заседания Президиума Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен" Председатель Правления Нацпалаты Аблай Мырзахметов, сообщила в среду, 5 ноября, пресс-служба Палаты. 

Он отметил, что "Атамекеном" было выделено 5 основных блоков развития целевой экономической модели, включающей денежно-кредитную и налоговую политики, снижение участия государства в экономике, повышение эффективности мер госсподдержки, а также деловой климат в регионах. 

"Кредитование стагнирует. Буквально недавно прошел Конгресс финансистов, где мы услышали от профессиональных участников о ситуации. По сравнению с 2016 годом почти на триллион снизилось кредитование реального сектора. В целом, если портфель около 13 триллионов, то потребительское кредитование растет, сокращается реальный сектор", - подчеркнул Аблай Мырзахметов. 

 

Именно по этой причине растет объем прямой финансовой поддержки бизнеса за счет бюджета, через программы субсидирования и обусловленного размещения. 

Вторая проблема – высокая волатильность курса тенге, которая сдерживает инвестиции в новые проекты. С февраля 2018 года курс тенге ослаб на более чем 16% - с 319 тенге до 371 тенге. По словам Председателя Правления "Атамекен", главная задача – "понять к чему привязан курс". Решение, предложенное Нацпалатой, включает в себя двойной мандат Нацбанка, снижение регуляторных требований, повышение определенности по курсу тенге, целевое финансирование ключевых отраслей, признание договоров ГЧП и Off-take контрактов "твердым" залогом, развитие фондового рынка и расширение микрокредитования. 

Что касается налоговой политики, то с 2018 года вступил в действие новый Налоговый кодекс, где предусмотрены новая структура, принцип добросовестности, а также отмена санкций при отзыве разъяснений.

В отношении малого и среднего бизнеса сохранены порог по НДС, действующие специальные налоговые режимы для МСБ. Снижена ставка соцналога с 11% до 9,5%.

Улучшено налоговое администрирование, в том числе сокращены основания налоговых проверок, введен добровольный контрольный счет НДС, сокращен срок исковой давности с 5 до 3 лет, трехвекторная система управления рисками.

По предложению НПП "Атамекен" решен вопрос передачи КПН от МСБ в местные бюджеты. Ожидается, что данные поправки могут вступить в силу с 2020 года.

"Была установка, что этот налоговый год пройдет, актив определенный накопим, в следующий году будем обсуждать. Это нагрузка на ФОТ, простого решения нет. Бизнесу было бы удобнее, чтобы все платежи объединить в единый налог и посмотреть по его ставке. Это поможет стимулировать выход бизнеса из тени", - подчеркнул в ходе доклада Аблай Мырзахметов. 

Отмечается, что объединение в единый налог снизит нагрузку на МСБ до 20-25% (сейчас 32%). Цена вопроса – 500 млрд. тенге (отмена соцналога). Следующим пунктом стала оптимизация числа налогов, плат и сборов. Предварительный анализ показал, что количество налогов может быть сокращено с 13 до 7. 

Аблай Мырзахметов подчеркнул, что в вопросе налоговой стимуляции для вывода бизнеса из тени у Нацпалаты есть полное понимание с Министерством нацэкономики, и в будущем будут внесены соответствующие поправки в налоговое законодательство.

"Снижение участия государства в экономике постоянно находится в поле зрении. Тем не менее, цифры говорят о том, что сегодня 25 тыс. госпредприятий есть. Уровень остался как в предыдущие годы", - прокомментировал вопрос госучастия спикер, подчеркнув, что активы трех госхолдингов составляют более 30 трлн. тенге, или 52% ВВП. 

Касаясь вопроса повышения эффективности мер господдержки Аблай Мырзахметов напомнил, что по Предпринимательскому Кодексу существует 90 мер господдержки, которые "разбросаны" по 56 операторам. За 2015-2017 годы по ним было выделено 1,4 трлн. тенге. Одной из главных проблем на сегодня является отсутствует координации меду операторами, а также мониторинга и анализа эффективности, соответственно.  

"За 5 лет выросли в 3 раза субсидирование сельского хозяйства. Урожайность зерновых, масличных и молока-мяса ненамного. Фактически урожайность по растениеводству на том уровне осталась, по молоку и мясу рост есть, потому что это не гектарные субсидии, а на единицу", - отметил он, подчеркнув, что необходимо уходить на горизонтальные меры и удешевлять кредиты, а также больше повышать агрокомпетенцию и доступ инфраструктуры. 

По итогам паспортизации из 2,1 тысячи предприятий более 40% являются получателями господдержки, что говорит о том, что бизнес "подсел" на субсидии. 

Отдельно Председатель Правления Нацапалаты остановился на двух из семи инициатив, которые были ранее предложены "Атамекеном" для развития регионального бизнеса. Ключевой вопрос – обеспечение онлайн доступа к земельным участкам, инфраструктуре и градостроительной документации. 

"Полтора года прошло. Интерактивная карта самая лучшая в Алматы, у них фактические оцифровали все 46 слоев. В 8 областях практически отсутствует, где-то только на разработке. Наверное, это не простительно большой срок, чтобы элементарно оцифровать свои земельные участки. Пора переходить от уговора к вопросу ответственности", - подвел черту Мырзахметов, переходя к теме закупок. 

Фактический объем закупок в сфере строительства за 9 месяцев 2018 года (объекты свыше 100 млн. тг.) составил 456 млрд. тенге. У ОТП закуплено 118 млрд. тенге, или только 29%. При этом ОТП могли бы закрыть позиции на 409 млрд. тенге.

Минимальные показатели по фактически заключенным договорам с ОТП: Алматинская – 1,6 млрд., ЮКО – 1,7 млрд., ЗКО – 1,9 млрд.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться