Как следует из квартального макроэкономического обзора Казахстана, сделанного Applied Economics Research Centre (AERC), средняя цена нефти марки Brent будет составлять в среднем 83 долл./барр. При этом на добычу и стоимость сырья будут влиять в первую очередь политические события в мире.
Согласно докладу Международного энергетического агентства (МЭА), вышедшему в январе 2023 г., цены на сырую нефть марки Brent будут составлять в среднем 83 долл./барр. в 2023 г. и 78 долл./барр. в 2024 г. Агентство ожидает роста мирового производства нефти и других жидких видов топлива на 1,1 млн б/с в 2023 г. и на 1,7 млн б/с в 2024 г. или до 101.1 млн б/с и 102.8 млн. б/с, соответственно.
"По данным МЭА, снижение добычи в России на 1,5 млн б/с в течение прогнозируемого периода будет компенсировано значительным ростом добычи в нескольких странах, не входящих в ОПЕК, и объемом экспорта ОПЕК. При этом, в прогнозе рынка нефти на 2023 г. доминируют два драйвера: Россия и Китай. Если в этом году спрос на нефть может вырасти на 1,9 млн б/с до 101,7 млн б/с, что станет самым высоким показателем за всю историю, то замедление поставок из России под полным воздействием санкций ухудшит баланс", - говорится в отчете.
Ожидается, что Китай будет стимулировать почти половину роста глобального спроса, даже несмотря на то, что форма и скорость "открытия" экономики остаются неопределенными. С другой стороны, повышение энергоэффективности и быстрорастущие продажи электромобилей сдержат рост мирового спроса в 2023 г. почти на 900 тыс. б/с. Подобные меры особенно важны на рынке нефти с ограниченным предложением.
"Другим значимым риск-фактором для баланса спроса и предложения на глобальном рынкк нефти может стать введение с 5 февраля 2023 года запрета со стороны Европейского Союза на морской импорт российских нефтепродуктов. Данный бан уже действует в Великобритании и США. По мнению Bloomberg, новый бан от ЕС может стать разрушительным для российского экспорта нефтепродуктов из-за потери основного рынка сбыта. Крупные азиатские рынки, такие как Китай и Индия, больше заинтересованы в импорте сырой нефти для своих нефтеперерабатывающих заводов, а доля импорта готовых продуктов низкая", - считают аналитики.
В свою очередь, прошлый год стал непростым для нефтяной отрасли Казахстана несмотря на высокую цену основного экспортного продукта. Основной риск исходил от главного транспортного коридора казахстанской нефти на мировые рынки – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), проходящий через Россию. Через КТК прокачивается около 80% всего экспорта сырой нефти Казахстана.
"Однако, опасения не подтвердились по тому, как Казахстан в 2022 г. в объемах отправил через трубопровод всего на 1,7% меньше нефти, чем в 2021 г. Между тем, Казахстан в прошлом году экспортировал всего 64,8 млн тонн нефти, из которых на долю КТК пришлось 81,2%".
Также стоит отметить, что в Казахстане, который с 2025 г., скорее всего, войдет в единое энергетическое пространство ЕАЭС, можно ожидать постепенного роста цен на топливо и отхода от системы регулирования цен, поскольку подобные ограничения сказываются негативно не только на рентабельности нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане, но и, зачастую, приводят к дефициту топлива на внутреннем рынке.