В Департамент по защите прав потребителей ЗКО обратились десятки жителей области с одинаковыми историями - их пригласили на презентацию уникальных японских медицинских товаров, а в итоге уговорили купить массажные накидки стоимостью до 1 миллиона тенге. Как выяснилось позже, цена таких накидок завышена - они китайского производства, и стоят в десяток раз дешевле. С начала 2022 года департамент помог обманутым потребителям вернуть свыше 33 миллионов тенге за некачественный товар, но поток обманутых покупателей массажных накидок не иссякает, передает корреспондент inbusiness.kz.
Руководитель департамента по защите прав потребителей по ЗКО Эльимира Киматова рассказала, что борьбу с продавцами "массажных накидок" ведут с 2019 года. За это время они помогли вернуть деньги почти 70 жителям области, кто попался на удочку ловких продавцов китайских массажеров.
Схема обмана потребителей проста. В Уральск приезжает компания, которая, якобы, занимается продажей уникального медицинского оборудования японского производства - массажных кресел, накидок и прочего. По телефонам сотрудники компании приглашают жителей города на презентации, которые проходят в дорогих конференц-залах. Все обратившиеся в Департамент по защите прав потребителей отмечают, что при входе на презентацию их просили отключать телефоны, не снимать происходящее в зале, чтобы их уникальные товары не смогли разглядеть конкуренты.
На таких встречах людям рассказывают о чудо-массажных накидках, которые избавляют от множества недугов и стоят 1 миллион 192 тысячи тенге. Собравшимся предлагают стать участниками лотереи, и выигравших тут же вызывают на импровизированную сцене, где предлагают здесь и сейчас купить "уникальный" товар со скидкой 30-35% – за 720 600 либо 834 400 тенге. Естественно, у пришедших на презентацию таких сумм с собой нет, и тогда организаторы предлагают им по-быстрому оформить кредит на покупку массажной накидки, которая вылечит от всего.
Эльмира Киматова отмечает, что впридачу к "накидкам" участникам презентации дарят одеяло, подушки, кому-то – ручной массажер или ручной пылесос, говорят, что все это – товары отличного качества. Но это лишь умелый трюк усыпить бдительность клиента. В действительности, все товары - китайского производства, не самого хорошего качества, в чем убеждаются люди, когда приносят подарки домой.
Руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО подчеркивает, что в 2019 году в департамент за содействием в возврате денег за некачественные товары по завышенной стоимости обращались в основном пенсионеры. Сейчас жертвами гастролеров с массажными накидками становятся молодые люди – мужчина, работающие вахтовым методом на месторождениях нефти и газа, работники бюджетной сферы и госслужащие.
– В 2019 году к нам в департамент обратились 14 человек, которым мы помогли в досудебном порядке вернуть деньги за массажные накидки. В ходе работы с ними, мы выяснили, что на презентации на всех этих людей были оформлены кредиты. Компания, которая осуществляла продажу этих накидок, была зарегистрирована в Алматы. Мы написали заявления в Департамент госдоходов и в Департамент полиции по городу Алматы с просьбой проверить законность деятельности компании. Уже в ходе подготовки исков в суд приехал представитель компании и произвел возврат денег за товар, - рассказывает Эльмира Киматова.
Она вспоминает, что с подобными заявлениями к ним обращались жители области и в 2020, и в 2021 году – и департамент помогал им вернуть деньги за массажные накидки, реализованные по запредельно завышенным ценам.
— Все за несколько лет в Уральск приезжали более 6 компаний, которые организовывали выставки-продажи японских медицинских товаров. Со временем они закрываются или меняют название, но все они зарегистрированы по одному адресу в городе Алматы, - говорит Эльмира Киматова. – В декабре 2021 года к нам поступили 10 обращений от граждан, что они купили массажные накидки у компании ТОО "Akdeer". Мы дали объявление в СМИ с просьбой откликнуться тех, кто приобрел подобный товару этой компании. В итоге в департамент обратились 29 потребителей с просьбой помочь им вернуть деньги за товар.
Согласно Закону РК "О защите прав потребителей", государственный орган вправе выступать истцом в суде, если нарушены потребительские права более 10 лиц. Поэтому департамент обратился в суд с иском о защите прав 29 жителей ЗКО. До начала процесса в Уральск приехал представитель ТОО "Akdeer" и вернул деньги 15 потребителям, поэтому Департамент отстаивал интересы оставшихся 14 человек. По словам Эльмиры Киматовой, представитель этой компании принял онлайн-участие только в первых двух заседаниях, после перестал подключаться к судебным заседаниям. В суде выяснилось, что он имеет российское гражданство, живет в Москве, и головной офис всех этих компаний по сбыту массажных накидок находится в Москве. Позже суд вынес решение признать сделки недействительными, и 14 потребителям был произведен возврат денежных средств.
- В суде представители банка задавали вопросы: "Как Вы могли не знать, что на Вас оформляют кредит? Вас же фотографировали, проводили аутентификацию с банковскими данными". На это покупатели массажных накидок отвечали: им объясняли, что фото необходимо для компании как подтверждение того, что именно они получили приз. С некоторыми покупателями представители таких компаний ездили в банк, чтобы получить кредит, некоторым помогали оформить займы онлайн, через мобильные приложения банков, и после переводили деньги на свои счета. Среди обманутых покупателей есть те, на кого кредит был оформлен на 2 года, на 5 лет, – рассказывает руководитель департамента по защите прав потребителей.
В Департаменте по защите прав потребителей объясняют, что работа с людьми, обманутыми компаниями-гастролерами по продаже массажных накидок, не прекращается: пока они возвращали деньги потребителям, купившим эти накидки у ТОО "Akdeer", в мае 2022 года в Уральск приехала другая компания под названием "VipEvents". Сейчас департамент вернул деньги 18 потребителям, купившим товар у этой компании, иск еще по 12 людям находится в суде.
Всего за первое полугодие 2022 года департамент по защите прав потребителей оказал помощь в возврате денежных средств потребителям на сумму 38,5 миллионов. Из вышеуказанной суммы - 33 миллиона тенге – это возврат за массажные накидки по завышенной цене (здесь отмечают, что в магазинах электронной бытовой техники подобный электроприбор стоит не дороже 73 тысяч тенге).
Руководство департамента по защите прав потребителей по ЗКО намерено обратиться в МВД РК и в Генеральную прокуратуру Казахстана, чтобы привлечь внимание правоохранительных органов к этой ситуации, так как в ведомстве считают, что деятельность подобных компаний необходимо квалифицировать как мошеннические действия, совершенные группой лиц и привлекать их не к административной, а к уголовной ответственности.
Светлана МАКАРОВА