В этот раз за дело взялся сам Жора Крыжовников, прославившийся комедиями "Горько!" и "Горько!-2", а также "Самый лучший день". Результат оказался впечатляющим. "Лед" – не просто зрелищное кино для широкого зрителя, а романтический мелодраматический эпос, формирующий нравственные ориентиры молодого поколения.
Если "Самый лучший день" – музыкальная комедия, то "Лед-2" – музыкальная мелодрама. Не буду зря спойлерить и пересказывать сюжет фильма. Но без каких-то фабульных моментов в рецензии не обойтись. С первых кадров мы видим, как жители Иркутска, спортсмены Саша Горин (Александр Петров) и Надя Лапшина (Аглая Тарасова) женятся, рожают ребенка и ведут счастливую семейную жизнь. Льется немало сладкой патетической патоки. Чему сначала поражаешься, но потом успокаиваешься – так выглядят только мечты, которые комичны. Реальность же, напротив, сурова. Она врывается без предупреждения. И беда не приходит одна.
Нарочитое нагнетание недружелюбной атмосферы вокруг оставшегося в одиночестве главного героя вначале даже несколько раздражает. Вопросы вызывают как отсутствие в Иркутске психологов (о психологе упоминают только в конце фильма в суде), так и патронажной сестры в роддоме. Поражаешься также толстокожести и бездушности персонажей, окружающих страдающего героя. Отчего страдания выглядят еще трагичнее. Не только обстоятельства, но даже люди против одинокого в своем горе человека. Затем понимаешь, что это гротескный прием, призванный подчеркнуть шанс, открывающийся герою, стать сильнее наперекор судьбе, упав – подняться выше, проявляя силу воли и любви.
Трагическая подача событий умело перемежается мелодраматическими и комическими приемами. Чаще всего это выражается в музыкальных клиповых сценах, заставляющих зрителя смеяться и плакать одновременно. Кажется, временами патетика в картине зашкаливает. Но она не пуста, а наполнена катарсисом, мощным очистительным эффектом.
Удачный подбор советских и российских хитов в новой аранжировке и новом контексте делают картину беспроигрышной. Свадьбу Саши и Нади сопровождает "Аллилуйя" из рок-оперы "Юнона и Авось", Мария Аронова в одном из эпизодов исполняет "Озеро надежды" Пугачевой. В кульминации фильма звучит "Сансара" Басты.
Следует отметить и выигрышную с точки зрения эстетики и психологии сцену, в которой происходит мимический диалог лиц мужчины и малыша. Мы видим возрождение роли мужчины не только в маскулинном, патриархальном образе, но и с точки зрения выполнения им семейного материнского предназначения. Фильм признан осмыслить гендерные роли и место семьи в обществе, а также задуматься о нравственном аспекте человеческих поступков и выбора. Герои вселяют надежду, желание изменить жизнь к лучшему и веру в будущее.
Музыкальная мелодрама "Лед" может стать прекрасным подарком влюбленным.
Ольга Власенко