Развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок препятствуют жесткое государственное регулирование, отсутствие возможности у авиакомпаний самостоятельного установления тарифов, в том числе установления невозвратных тарифов, действие норм бесплатного и платного провоза багажа, пишет Kursiv.kz.
В развитых странах возможность летать дешевле, пожертвовав комфортом и необязательными услугами, давно пользуется популярностью авиапассажиров. Однако в Казахстане появление бюджетных авиакомпаний пока только ожидается. При этом далеко не факт, что лоукостеры приживутся в нашем небе.
Классическая бизнес-модель деятельности бюджетной авиакомпании достаточно проста: лоукостер дает возможность только летать, а за остальные услуги пассажиры платят сами. Так принято в международной практике, но не в Казахстане, где огромное влияние на будущую работу лоукостеров оказывает существующее регулятивное законодательство в сфере авиаперевозок. Авиакомпании не имеют и возможности определять нормы по бесплатному провозу багажа.
Последний момент особенно интересен. В соответствии с существующим законодательством в нашей стране все аэропорты берут одинаковый сбор с пассажиров (так называемый аэропортовый сбор, заложенный в стоимость авиабилетов) независимо от того, летят они налегке или с багажом весом до 20 кг. Для обычных авиаперевозчиков, к которым мы привыкли, это значения не имеет. Они сразу закладывают в стоимость своего авиабилета сервисное обслуживание. Чего нельзя сказать о дискаунтерах, цель которых – увеличить свой пассажиропоток за счет снижения стоимости авиаперевозок. Для будущих лоукостеров существующие в Казахстане правила по обязательным аэропортовским сборам вряд ли покажутся объективными.
Между тем в странах, где давно развиты услуги low cost, авиаперевозчики пользуются делегированием предоставляемых услуг. Здесь авиакомпании сами решают, какой багаж брать на борт и сколько пассажиру придется доплачивать за лишний чемодан.
Итог – в Казахстане при наличии регулятивной среды, бюджетные авиакомпании могут и не выдержать конкуренцию с традиционными авиаперевозчиками. Поскольку лоукостерам крайне важна возможность без ограничений вводить дополнительные платные услуги и некомпенсируемые тарифы, чего в нашей стране им в полном объеме пока не разрешается. Для информации, снижение себестоимости билета у лоукостера достигается за счет:
- высокой загрузки воздушного судна;
- приобретения билетов через Интернет и отсутствия комиссий тур агентствам
- использования вторичных аэропортов;
- единого класса посадочных мест в салоне (эконом-класс);
- короткого периода времени обслуживания ВС на земле;
- вывода всех дополнительных услуг (багаж, питание на борту или выбор места в салоне и др.) за пределы базовой стоимости перевозки;
- отсутствия стыковочных рейсов.
В заключение отметим, что в Казахстане применение тарифов без включения багажа уже существует на примере таких авиакомпаний как Wizz Air на маршруте Астана – Будапешт, Air Arabia на маршруте Алматы – Шарджа, Fly Dubai – Алматы-Дубай. То есть, на все тех же международных направлениях....