Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
Основной темой повестки второго заседания стал вопрос совершенствования визово-миграционного режима.
"На сегодняшний день туристические компании и гостиницы, принимающие иностранных туристов, сталкиваются с рядом проблем. Основными являются вопросы оформления документов для визовых приглашений, получение ADS-виз, регистрация иностранных граждан и их нахождение в нацпарках. По-прежнему остро стоит вопрос портала "Беркут", который до сих пор неактивен, а также проблемы оплаты штрафов за нарушение законодательства. У бизнеса накопилась масса системных вопросов, которые должны быть решены в рамках разработки госпрограммы", – обозначила заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Юлия Якупбаева.
В свою очередь вице-министр культуры и спорта РК Ерлан Кожагапанов отметил, что за последние несколько лет государственными органами совместно с Национальной палатой предпринимателей был предпринят ряд действенных мер по совершенствованию визового режима. Это введение безвизового режима для 64 стран мира, сокращение срока выдачи виз и введение 72-часового безвизового транзитного пребывания в Казахстане для граждан Китая и Индии.
В ходе презентации основных предложений для совершенствования визово-миграционного режима эксперты МКС РК отметили, что за последние пять лет наблюдается отставание Казахстана по показателям развития туризма от соседних стран.
"Казахстан не улучшил и к тому же потерял позиции по таким показателям, как "международная открытость", "маркетинг", "сфера туристских услуг", "инвестиции и транспортная инфраструктура". Сегодня ключевыми рынками для Казахстана являются Россия, Индия и Китай, которые показали прирост в 30 процентов. Также страны Ближнего Востока, Западной Европы и Северной Америки", – поделился эксперт Илья Савин.
Более того, эксперт отметил, что в Казахстане сохраняется потенциал для дальнейшей либерализации визового режима. В качестве примера Илья Савин предложил использовать опыт Азербайджана. Так, в 2015 году граждане Ирака начали получать визы по прибытии в Баку. Благодаря этому турпоток вырос в 30 раз и достиг отметки 62 тысячи человек. Далее в 2016 году процедура получения виз по прибытии была отменена, но открылось консульство в Багдаде. В том же году количество туристов возросло до 83 тысяч.
По итогам изучения международного опыта штаб предложил изменить порядок получения визы для граждан Китая, Индии и Ирана. Для стран Ближнего Востока предложено рассмотреть безвизовый режим или выдачу виз по прибытии.
"Мы предлагаем аналогичный Шенгену порядок. Для краткосрочных виз до года гражданам не нужно оформлять приглашение – только справка с места работы, движение по счетам, ваучер из отеля. Предлагаем рассмотреть упрощенный порядок получения виз для состоятельных туристов, пенсионеров, школьников, туристов, отправляемых за счет профсоюзов и предприятий", – предложил Илья Савин.
Более того, в рамках разработки госпрограммы штаб предложил рассмотреть внедрение системы "Е-гостиница" по опыту Узбекистана. По словам члена штаба, система дает возможность регистрировать "бесшовно" всех иностранцев, которые остановились в кемпингах, гостиницах и других местах размещения. Полная регистрация дает уполномоченному органу статистику по заполняемости гостиниц. В свою очередь, доступ к системе предоставляется также органам безопасности.
В свою очередь Юлия Якупбаева высказала альтернативное предложение:
"С точки зрения защиты у нас будут определенные требования к кибербезопасности, системе защиты персональных данных. На данный момент мы имеем портал "Беркут", который помогает местам размещения регистрировать иностранцев. С другой стороны, напрашивается вопрос, как это новое решение "Е-гостиница" поможет ситуации, если в регионах отсутствует качественный доступ к Интернету? Как информация будет восприниматься КНБ? У нас есть свой портал, нам просто необходимо доработать существующую систему. Это будет, возможно, лучше и дешевле", – предложила она.
Представители гостиниц подтвердили наличие проблем в части электронной регистрации через визово-миграционный портал ЕИС "Беркут".
Следующей проблемой, которую озвучил бизнес, стало большое количество отказов в выдаче групповых ADS-виз. По словам президента ОЮЛ "Национальная ассоциация индустрии туризма" Аи Кусаиновой, в случае отказа одного-двух человек в составе группы турфирме необходимо заново подавать документы, что влечет значительные временные и финансовые затраты. В свою очередь, миграционная служба не называет аргументированную причину отказа. Более того, статистика показывает, что отказы в приглашениях достигают 30-40%, в том числе для так называемых благоприятных туристов. Бизнес предложил двигаться в направлении электронных виз.
В свою очередь представитель КНБ РК напомнил, что, по статистике, подано более 15 тыс. приглашений, из которых отказ получили всего около 500 граждан. По словам представителя ведомства, в целях обеспечения безопасности и учитывая технические возможности, внедрение электронной визы преждевременно.
О гуманизации системы наказаний за нарушение миграционного законодательства высказался генеральный директор ТОО "Национальная туристическая компания "Кочевник" Бакдаулет Ташманов:
"Все знают, что при нарушении миграционного законодательства турист снимается с рейса и дальше оформляется штраф. Этот процесс не простой, и, как правило, реакция со стороны въезжающего негативная. Мы предлагаем в случае первого нарушения представителям турбизнеса делать предупреждение, если нарушение длится не более пяти дней. За повторное нарушение – штраф без снятия с рейса, и третье нарушение – санкции в полном объеме".
В свою очередь директор ТОО "Премьер-тур" Валерия Топольняк добавила, что, согласно Кодексу об административных правонарушениях, при первом нарушении действует один вид наказания, который в последующих нарушениях усугубляется. Однако, по словам туроператора, согласно миграционным правилам, при нарушении миграционного режима в первый раз компания лишается возможности приглашать иностранных туристов на один год, что подрывает предпринимательскую деятельность и ограничивает действие норм Административного кодекса РК.
Также бурное обсуждение вызвал порядок уведомления о прибывших иностранных гражданах. Как добавил Бакдаулет Ташманов, отели до трех дней проживания могут не уведомлять миграционные службы. Однако возникает вопрос регистрации туриста в том случае, если он проживает не более трех дней в каждом отеле, но в целом время пребывания превышает допустимый срок.
Вызывают вопросы у туроператоров также форма и механизм подачи уведомления. Так, в рамках разработки госпрограммы предлагается рассмотреть возможность подачи уведомления в электронном виде, которое, по словам бизнеса, намного облегчит процедуру.
Кроме того, была затронута проблема нахождения иностранных граждан в пограничной и водоохранной зонах. По словам президента Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаевой, Большое Алматинское озеро, которое находится в этих зонах, ежедневно посещает большое количество иностранных туристов. Согласно постановлению правительства, на данном объекте сняты режимные ограничения пограничного контроля, и нахождение иностранцев на туристском объекте без специального пропуска допускается. Однако, как показывает практика, представителями контролирующих органов часто взимается плата с иностранных туристов за фиктивные штрафы.
По итогам совещания была достигнута договоренность, что все замечания и предложения будут учтены и отражены в проекте государственной программы развития туризма до 2023 года и концепции законопроекта. Более того, участники договорились создать рабочую группу по визово-миграционным вопросам, а также запросили письменную позицию силовых структур касательно озвученных проблем и предложений.