По словам сенатора Андрея Лукина, Жамбылская область граничит с Кыргызской Республикой и соблюдение пограничного контроля на государственной границе является одним из актуальных вопросов соответствующих правоохранительных структур данного региона, передает inbusiness.kz.
"Для решения важных проблем в этой сфере за последние 3 года правоохранительными органами совместно с уполномоченными органами проведены ряд мероприятий. В частности, совместно с заинтересованными органами на 76 уязвимых участках границы отремонтированы инженерные сооружения, установлено 275 камер видеонаблюдения, укреплено 501 километров ограждений, начаты работы по возвращению приграничных земель государству. Имеются факты коррупции и приговорами суда признаны виновными должностные лица органов государственных доходов, пограничной службы, ветеринарии", - сказал он.
Пересечена преступная группа, вымогающая вознаграждения у предпринимателей и граждан в пунктах пропусках, добавил депутат.
"В текущем году на основании специальных оперативно-розыскных мероприятий выявлена преступная группа в составе 10 человек, из них 3 "лидера". Однако в данной сфере есть еще не решенные проблемы. Например, с 2015 года на железнодорожном пункте пропуска "Чалдовар" Меркенского района отсутствует должный контроль за грузоперевозками. Выявлением контрабанды и запрещенных предметов на данном пункте пропуска занимается только Пограничная служба путем визуального осмотра, обход кинолога проходит в течении 15-20 минут. На посту отсутствует возможность изучения образцов продукции и сырья в лаборатории, в результате высок риск провоза под видом легального товара, запрещенных грузов", - продолжил он.
Несмотря на большие объемы грузооборота, за 2022 год и 9 месяцев 2023 года выявлен только 1 факт контрабанды на сумму 1,3 млрд тенге, сказал Лукин.
"За последние 3 года из Кыргызстана через станцию "Чалдовар" в Казахстан импортировано 190 тыс. тонн грузов и экспортировано – 3 565 тыс. тонн груза. Это негативно влияет на экономическую безопасность страны. Отсутствие должного контроля приведет к криминализации приграничных с Кыргызстаном регионов и появлению маргинальных групп, занимающихся незаконными перевозками товаров. Маргинализация приграничного населения также способствует процессу нелегальной миграции. В этой связи необходимо принять нормативный правовой акт, регулирующий и усиливающий порядок контроля за перемещением грузов на посту "Чалдовар"", - считает он.
На основании изложенного, в целях устранения данного правового пробела, а также недопущения нарушений, сенатором предлагается: открыть специальный контрольный пункт на посту "Чалдовар"; внедрить методы, повышающие скорость и качество осмотра вагонов; определить отдельный тупик для недопущения заторов в пунктах пропуска; применить электронные навигационные пломбы на транзитных вагонах, направляющихся в страны ЕАЭС для недопущения выгрузки товаров внутри страны.
Читайте по теме:
В Казахстане резко выросли грузоперевозки ж/д транспортом